Развитие ребенка: 6-й месяц, 3-я неделя

Наталія Ударцева, 23 февраля 2018
Розвиток дитини у шостий місяць, третій тиждень

Зубы — как беречь их смолоду?

Этот период у многих детей сопряжён с важным событием — появлением первого зуба. И если вы пока не были осчастливлены созерцанием крошечной белой полосочки, появившейся над десной, то это может случиться в ближайшее время. Однако период прорезывания зубов — вещь индивидуальная, и может статься так, что первый зубик появится гораздо позже — возможно, ближе к году. 

Так или иначе, позаботиться о здоровье молочных зубов не помешает и сейчас. Вот основные правила, помогающие молочным зубкам расти ровными и крепкими:

  • не позволяйте ребёнку засыпать с бутылочкой смеси или молока — еда создаёт липкий налёт на зубах, провоцируя появление кариеса;
  • кормите грудью — это оказывает положительное воздействие на формирование ротового аппарата;
  • чистите первые зубки кусочком марли, намотанным на палец или специальной зубной щёткой для младенцев.

Если вы сделаете процедуру ухода за зубами привычной сейчас, то впоследствии чистка зубов настоящей щёткой не вызовет у малыша негативной реакции.

Мелочи жизни и развитие ребёнка

Ловкость пальчиков вашего малютки растёт с каждым днём, и это отличная новость, учитывая непосредственную связь мелкой моторики рук с развитием речи.

Он может подолгу перебирать мелкие предметы, беря их двумя пальчиками и внимательно рассматривая. Давая играть с такими предметами, не стоит забывать, что ребёнок исследует мир не только глазами, но и ртом. Поэтому позаботьтесь во время игры о безопасности: не оставляйте его играть без присмотра с бусами, верёвками, кусками материи, бумагой, полиэтиленовыми пакетами и мотками пряжи (отличные вещи для развития моторики). Следует исключить из игры предметы с острыми краями и мелкими деталями, окрашенные токсичной краской.

Предлагая малышу поиграть с предметом, представьте себе, что вы предлагаете ему это погрызть (именно это он и попытается сделать). И если сей факт не вызывает у вас опасений, то можете смело давать вещь ребёнку.

Для развития моторики пальцев хорошо подойдут также морские камешки и ракушки (без острых краёв), горсть бобов или фасоли, насыпанных в мисочку (следим, чтобы ученик не затолкал пособие в нос). Даже если малыш будет просто набирать всё это добро в пригоршню и рассыпать, такое упражнение принесёт большую пользу.

Экспериментатор

На шестом месяце жизни малыш продолжает учиться проводить параллель между причиной и следствием. Он трясёт погремушкой, радуясь шуму, который производит сам. Восторженно стучит кубиком о кубик. Он увлечённо бросает игрушки и вещи на пол, наблюдая за их падением. Иногда это ужасно раздражает маму, расценивающую такие действия как вредительство. Но в действительности это не так. Такое поведение ― непременное условие развития вашего малыша; поэтому наберитесь терпения и на время прогулки привяжите игрушки к коляске лентой.

Эмоции и речь идут рука об руку

На шестом месяце малыш проявляет всё больше активности, общаясь с окружающими людьми. Он уже твёрдо уяснил, что произносить звуки — это гораздо эффективнее, чем молчать. И он вовсю упражняется в ораторском искусстве, используя весь ассортимент протяжных звуков и оживлённый лепет.

«О-о-о!» — авторитетно заявляет малыш и вы понимаете, что у него есть что сообщить вам — что-то очень важное. Покажите ему яркую весёлую игрушку, и он радостно воскликнет: «Э!». Одни и те же звуки могут иметь множество значений благодаря разной эмоциональной окраске, которую малыш научился придавать своей «речи».

Не ленитесь чутко реагировать на попытки ребёнка «поговорить» с вами. Отвечайте мимикой на его «тирады», смешите малыша, корчите рожицы — одним словом, всеми силами укрепляйте эмоциональную связь между ним и вами, оказывая тем самым влияние и на его речевые способности.

Вот ещё несколько способов закрепления навыков речи, эффективные в работе с ребёнком этого возраста:

  • Не забывайте время от времени обновлять ассортимент литературы для маленького слушателя — это отличная возможность пополнить его словарный запас;
  • Пойте песни, колыбельные и включайте аудиозаписи.
  • Говорите с ребёнком во время прогулок, кормления, купания — всегда, когда это возможно, комментируя свои действия.
  • Используйте игру для ознакомления малыша с новыми словами и понятиями. Например, возьмите на руки и поднимите повыше со словами «Вот, какой ты большой!». О том, что игра пришлась крохе по вкусу, будет свидетельствовать его весёлых смех. Таким образом вы можете ознакомить его со многими понятиями, используя игрушки («Вот какой мохнатый мишка! Р-р!»). Эмоциональный подъём, сопутствующий игре, помогает в разы повысить эффективность таких «уроков».

Прикармливать или не прикармливать, вот в чём вопрос…

На шестом месяце малыш может проявлять живой интерес к пище, которую едят в его присутствии взрослые. Конечно, как и всё неизвестное, новая еда очень притягательна для маленького дегустатора. Но не стоит торопиться с введением прикорма — лучше посоветоваться на этот счёт с педиатром. Если ребёнок пребывает на грудном вскармливании и молока у мамы достаточно, отложите введение прикорма как минимум до шести месяцев.

Если материнского молока не хватает, ребенок докармливается либо молочной смесью, либо донорским молоком, либо молоком сельскохозяйственных животных (коровьим, козьим). Все эти продукты и являются докормом. Все, что ребенок первого года жизни получает в дополнение к молоку и молочным смесям, – это и есть прикорм. (Е.О.Комаровский)

Очень нежелательно вводить прикорм раньше шести месяцев. Необоснованное преждевременное знакомство с тяжёлой пищей нередко ведёт за собой аллергические реакции — пищеварительная система малыша в этом возрасте может быть ещё не готова к таким переменам.

Комментарии