Наталія Ударцева, 7 октября 2019
Нагрузка, которую получает мозг ребёнка в первые три года жизни, просто невероятна. За это время малыш успевает усвоить столько информации, сколько ему не наверстать за всю оставшуюся жизнь. И дальнейшее обучение маленького человека во многом зависит от того, насколько развиты его память и внимание. Как и другие когнитивные функции, их можно совершенствовать при помощи упражнений, и раннее детство — самое подходящее время начать это делать.
Как развить память и внимание ребёнка

Виды памяти вашего ребёнка

Виды памяти можно классифицировать по разным принципам, но так как в нашей статье речь идёт о малышах, рассмотрим только те из них, которые характерны для периода младенчества и раннего возраста.

По организации запоминания детскую память можно разделить на следующие виды:

  • Процедурная

Это первая разновидность памяти, которая появляется у новорожденных. Это память о повторяющихся событиях, так называемая память действия и привыкания, основу которой представляют рефлексы и моторные навыки. Яркие примеры такой памяти — умение сосать и глотать, издавать звуки, а позднее — переворачиваться на живот, сидеть, стоять и ходить.

  • Семантическая

Благодаря этому виду памяти ребёнок узнаёт своих близких, выделяет среди игрушек и предлагаемых блюд любимые и нелюбимые, а также помнит те вещи, которым научился ранее. Скажем, впервые увидев ложечку с прикормом, малыш не сразу понимает, что ему делать. Но уже через несколько дней он запомнит процесс кормления и будет открывать ротик при виде знакомой мисочки и ложки. Этот вид памяти начинает проявляться уже через 6 недель после рождения ребёнка.

На первом году жизни закладывается фундамент следующего вида памяти — эпизодической.

  • Эпизодическая.

Начинает развиваться лишь к концу первого года жизни и определяется как кратковременная зрительная. К тому же она непроизвольна и основывается на эмоциональном восприятии. Ребёнок не способен запомнить что-либо только потому, что так надо. Он запоминает как будто «нечаянно». Когда такое происходит со взрослыми, они говорят: «въелось в память».

Таким образом, ребёнок раннего возраста легко запоминает что-то при следующих условиях:

  • Это «что-то» — яркое и запоминающееся. Оно вызывает сильные эмоции, и не всегда эти эмоции бывают положительными. Например, малыш с первого раза запоминает, как выглядит блюдо, которое ему не нравится и ни за что не станет есть похожее.
  • Ребёнок имеет возможность увидеть объект своими глазами или даже ощупать (в этом случае подключается сенсорная память). Восприятие на слух в этом возрасте развито слабо.

Какое оно — детское внимание?

Развитие внимания в младенчестве и раннем детстве можно условно поделить на следующие этапы:

  • Рассеянное внимание.

Характеризуется лёгким переключением с одного объекта на другой, неспособностью сосредоточиться на чём-то одном дольше нескольких секунд. Такой тип внимания наблюдается у малышей первого года жизни. Их может отвлечь любой шум, и они тут же забывают о том, на что смотрели только что.

  • Фиксированное внимание.

Проявляется как способность ребёнка сосредоточиться на чём-то и увлечься так сильно, что посторонние звуки становятся просто незаметными для него. Эта способность проявляется у детей на втором году жизни, а уже к третьему малыш способен, отвлекшись, вернуться к начатому делу. Эта стадия развития называется стадией гибкого одноканального внимания и формируется в период от 2 до 3 лет.

  • Двухканальное внимание.

Это высший пилотаж в детской деятельности — умение делать два дела одновременно. Например, слушать сказку и строить домик из кубиков. Или самостоятельно есть и смотреть мультик. Это под силу только ребятам от 4 до 5 лет, но платформа для развития таких навыков создаётся уже в раннем детстве при помощи игр и упражнений.

Несмотря на множество разновидностей, главная отличительная черта детского внимания и памяти — непроизвольность. Ребёнок не в состоянии сосредоточиться на том, что ему не интересно. И уж тем более он не может заставить себя это запомнить.

Для того, чтобы стимулировать развитие внимания ребенка, следует придерживаться следующих принципов:

  • Игры и упражнения понятны и интересны малышу.
  • Занятия предполагают активное участие ребёнка, а не просто наблюдение за тем, что делает взрослый.
  • Используемые задания не слишком просты, но посильны для ребёнка.

Таким образом вам удастся удерживать внимание малыша на игре, и это будет отличная тренировка.

Упражнения на развитие памяти и внимания

Процессы становления разных когнитивных способностей у ребёнка настолько тесно взаимосвязаны, что не обходятся один без другого. Поэтому для развития памяти и внимания часто применяются одни и те же игры и упражнения, предусматривающие активную деятельность малыша в обоих этих направлениях.

В какой руке спрятался сюрприз?

Зажмите в кулаке маленький предмет. Желательно, чтобы он изображал живое существо. Например, пусть это будет игрушечная птичка. Раскройте ладонь и покажите малышу птичку. Скажите: вот птичка.

Сожмите обе ладони в кулак и спросите ребёнка: где птичка? Пусть малыш по памяти найдёт, в каком кулаке спрятался сюрприз. Как только он попробует открыть «правильный» кулак, покажите ему птичку, радостно сказав: ку-ку, птичка! Эта игра вызывает у малышей бурю положительных эмоций, а значит — вдвойне полезна.

Где игрушечка?

Переворачиваем ведёрки и прячем игрушку под одним из них. Спрашиваем: где игрушечка? Задача малыша — найти и достать игрушку.

Называйка

Игра гениально проста. Взрослый поочерёдно показывает малышу игрушки и чётко называет их, стараясь сделать движение губ максимально выразительным. Специфика игры заключается в том, что сначала звучит вопрос, а потом ответ на него: Что это? Это котик. Что это? Это кукла.

Поначалу малыш будет только внимательно слушать, но со временем непременно постарается повторять слова, подражая взрослому.

Позднее можно будет усложнить игру, попросив ребёнка назвать ту или иную игрушку. Для этого достаточно будет задать ему вопрос: что это?

Кто в коробочке живет?

Возьмите коробку и спрячьте в неё игрушку так, чтобы малыш этого не видел. Дайте ему поиграть коробкой. Если он потеряет интерес, не открыв коробку, потрясите ею так, чтобы содержимое издало шум, и спросите: кто-кто в коробочке живет?

 После того, как малыш заинтересуется, откройте коробку. Следите за тем, чтобы его внимание было приковано к вашим действиям.  Дайте ему немного поиграть с игрушкой, которая лежит внутри, после чего снова спрячьте её в коробку со словами: спрятался мишка (зайка) в коробочку. Где мишка?

Закончи фразу

Наверняка вы уже читаете малышу вслух. И, скорее всего, некоторые стихотворные произведения стали его любимыми. Чаще всего это сказки Чуковского или простенькие шедевры Агнии Барто, но это не так уж важно.

Важно то, что их повторение можно превратить в весёлую игру. Играть следует так: вы произносите строку знакомого стиха, останавливаясь на последнем слове. А малыш должен закончить фразу. Например, вы произносите: Муха, муха…

Малыш подхватывает: цокотуха!

Виммельбух

Книжка Виммельбух — это скорее пособие, чем игра. Однако для развития у малыша навыков внимания и памяти наличие такой книги будет большим плюсом. Заниматься по ней проще простого: назовите малышу объект, который нужно найти на картинке. Предметы для поиска обычно нарисованы на полях, и это обеспечивает развитие не только восприятия на слух, но и зрительной памяти.

Найди пару

Выберите среди большого количества кубиков один. Покажите малышу и попросите найти такой же. Разнообразить игру можно, используя разные наборы предметов. Количество предметов, их размер, а также особенности, по которым их следует искать (только цвет или цвет и размер, размер и форма), зависят от возраста ребёнка. Чем игрок старше, тем задание сложнее. В любом случае следует двигаться от простого к сложному и повышать уровень только после того, как малыш уверенно преодолел предыдущий.

Клад

Смысл игры заключается в том, чтобы вместе с малышом прятать в комнате или на улице небольшие предметы, а после — находить их по памяти.

Что я вижу

Играть в эту игру можно в любом месте в любое время, даже глядя в окно движущегося автобуса. Предложите малышу называть по очереди с вами все предметы, которые он видит. Например, так:

— Я вижу дерево.

— Я вижу скамейку.

И так далее. Главное условие: нельзя повторять то, что уже было названо. Таким образом, игра тренирует не только внимание, но и память. И словарный запас малыш тоже пополнит, ведь наверняка вы назовёте пару-тройку предметов, названия которых до этого ему были не известны.

Три серьёзных родительских ошибки касательно развития памяти и внимания ребёнка

Эти ошибки повторяют большинство родителей, искренне считая, что это приносит ребёнку пользу. На самом деле бездействие иногда гораздо лучше, чем движение не в ту сторону. Итак, чего не стоит делать ни в коем случае:

  1. Учить с ребёнком цифры и буквы в раннем возрасте. Не забывайте, что главная задача дошкольника — развитие воображения и творческого мышления. Память и внимание идут в комплекте. Замена развития изучением абстрактных символов, не несущих пока что для малыша никакой смысловой нагрузки, сводит все к механическому запоминанию названий значков. Это путь в никуда, тупик. Тренировка памяти и внимания должна осуществляться при помощи понятных и интересных ребёнку образов и действий.
  2. Целенаправленно разучивать стихотворения. Стихи запомнятся малышу сами собою, если вы будете читать их достаточно часто. И это произойдёт только с самыми любимыми произведениями ребёнка. Специально учить стихи в раннем возрасте — верный способ уничтожить желание ребенка слушать их в будущем. Если вам важно, чтобы в новогоднюю ночь малыш рассказал стишок Деду Морозу, начинайте знакомить с его текстом за пару месяцев до праздника и включите этот стих в игру «Закончи фразу».
  3. Доверять развитие памяти и внимания развивающим мультикам. Мультики сами по себе ничего не развивают, тем более — когда речь идёт о малышах до года. Мультфильмы хороши только в одном случае — в качестве дополнения к информации, которую вы сами даёте ребёнку.

Например, если вы прочли стишок о домашних животных, а потом поиграли с игрушечными цыплятами, то мультфильм с песенкой о курочке, которая «вышла гулять», будет очень кстати. Он послужит наглядным пособием и закрепит полученные знания. И всё же наилучшим средством расширения кругозора ребёнка остаются прогулки и наблюдение за окружающим в реальной жизни.

И ещё один совет-пожелание всем родителям, а также бабушкам и дедушкам: не спешите развивать ребёнка.

Просто играйте. Просто говорите с ним. Просто хорошо проводите время. И однажды он сам придёт к вам и скажет: давай читать и считать. Но это будет гораздо позже, когда он преодолеет этот чудный возраст, называемый «раннее детство».  А сейчас — ловите момент!..

Видео по теме
Fatal error: Declaration of Drupal\similarterms\Plugin\views\argument\SimilarTermsArgument::query() must be compatible with Drupal\views\Plugin\views\argument\NumericArgument::query($group_by = false) in /home/buzuchok/public_html/firststep.com.ua/modules/similarterms/src/Plugin/views/argument/SimilarTermsArgument.php on line 146