Виды памяти вашего ребёнка
Виды памяти можно классифицировать по разным принципам, но так как в нашей статье речь идёт о малышах, рассмотрим только те из них, которые характерны для периода младенчества и раннего возраста.
По организации запоминания детскую память можно разделить на следующие виды:
- Процедурная
Это первая разновидность памяти, которая появляется у новорожденных. Это память о повторяющихся событиях, так называемая память действия и привыкания, основу которой представляют рефлексы и моторные навыки. Яркие примеры такой памяти — умение сосать и глотать, издавать звуки, а позднее — переворачиваться на живот, сидеть, стоять и ходить.
- Семантическая
Благодаря этому виду памяти ребёнок узнаёт своих близких, выделяет среди игрушек и предлагаемых блюд любимые и нелюбимые, а также помнит те вещи, которым научился ранее. Скажем, впервые увидев ложечку с прикормом, малыш не сразу понимает, что ему делать. Но уже через несколько дней он запомнит процесс кормления и будет открывать ротик при виде знакомой мисочки и ложки. Этот вид памяти начинает проявляться уже через 6 недель после рождения ребёнка.
На первом году жизни закладывается фундамент следующего вида памяти — эпизодической.
- Эпизодическая.
Начинает развиваться лишь к концу первого года жизни и определяется как кратковременная зрительная. К тому же она непроизвольна и основывается на эмоциональном восприятии. Ребёнок не способен запомнить что-либо только потому, что так надо. Он запоминает как будто «нечаянно». Когда такое происходит со взрослыми, они говорят: «въелось в память».
Таким образом, ребёнок раннего возраста легко запоминает что-то при следующих условиях:
- Это «что-то» — яркое и запоминающееся. Оно вызывает сильные эмоции, и не всегда эти эмоции бывают положительными. Например, малыш с первого раза запоминает, как выглядит блюдо, которое ему не нравится и ни за что не станет есть похожее.
- Ребёнок имеет возможность увидеть объект своими глазами или даже ощупать (в этом случае подключается сенсорная память). Восприятие на слух в этом возрасте развито слабо.
Какое оно — детское внимание?
Развитие внимания в младенчестве и раннем детстве можно условно поделить на следующие этапы:
- Рассеянное внимание.
Характеризуется лёгким переключением с одного объекта на другой, неспособностью сосредоточиться на чём-то одном дольше нескольких секунд. Такой тип внимания наблюдается у малышей первого года жизни. Их может отвлечь любой шум, и они тут же забывают о том, на что смотрели только что.
- Фиксированное внимание.
Проявляется как способность ребёнка сосредоточиться на чём-то и увлечься так сильно, что посторонние звуки становятся просто незаметными для него. Эта способность проявляется у детей на втором году жизни, а уже к третьему малыш способен, отвлекшись, вернуться к начатому делу. Эта стадия развития называется стадией гибкого одноканального внимания и формируется в период от 2 до 3 лет.
- Двухканальное внимание.
Это высший пилотаж в детской деятельности — умение делать два дела одновременно. Например, слушать сказку и строить домик из кубиков. Или самостоятельно есть и смотреть мультик. Это под силу только ребятам от 4 до 5 лет, но платформа для развития таких навыков создаётся уже в раннем детстве при помощи игр и упражнений.
Несмотря на множество разновидностей, главная отличительная черта детского внимания и памяти — непроизвольность. Ребёнок не в состоянии сосредоточиться на том, что ему не интересно. И уж тем более он не может заставить себя это запомнить.
Для того, чтобы стимулировать развитие внимания ребенка, следует придерживаться следующих принципов:
- Игры и упражнения понятны и интересны малышу.
- Занятия предполагают активное участие ребёнка, а не просто наблюдение за тем, что делает взрослый.
- Используемые задания не слишком просты, но посильны для ребёнка.
Таким образом вам удастся удерживать внимание малыша на игре, и это будет отличная тренировка.
Упражнения на развитие памяти и внимания
Процессы становления разных когнитивных способностей у ребёнка настолько тесно взаимосвязаны, что не обходятся один без другого. Поэтому для развития памяти и внимания часто применяются одни и те же игры и упражнения, предусматривающие активную деятельность малыша в обоих этих направлениях.
Три серьёзных родительских ошибки касательно развития памяти и внимания ребёнка
Эти ошибки повторяют большинство родителей, искренне считая, что это приносит ребёнку пользу. На самом деле бездействие иногда гораздо лучше, чем движение не в ту сторону. Итак, чего не стоит делать ни в коем случае:
- Учить с ребёнком цифры и буквы в раннем возрасте. Не забывайте, что главная задача дошкольника — развитие воображения и творческого мышления. Память и внимание идут в комплекте. Замена развития изучением абстрактных символов, не несущих пока что для малыша никакой смысловой нагрузки, сводит все к механическому запоминанию названий значков. Это путь в никуда, тупик. Тренировка памяти и внимания должна осуществляться при помощи понятных и интересных ребёнку образов и действий.
- Целенаправленно разучивать стихотворения. Стихи запомнятся малышу сами собою, если вы будете читать их достаточно часто. И это произойдёт только с самыми любимыми произведениями ребёнка. Специально учить стихи в раннем возрасте — верный способ уничтожить желание ребенка слушать их в будущем. Если вам важно, чтобы в новогоднюю ночь малыш рассказал стишок Деду Морозу, начинайте знакомить с его текстом за пару месяцев до праздника и включите этот стих в игру «Закончи фразу».
- Доверять развитие памяти и внимания развивающим мультикам. Мультики сами по себе ничего не развивают, тем более — когда речь идёт о малышах до года. Мультфильмы хороши только в одном случае — в качестве дополнения к информации, которую вы сами даёте ребёнку.
Например, если вы прочли стишок о домашних животных, а потом поиграли с игрушечными цыплятами, то мультфильм с песенкой о курочке, которая «вышла гулять», будет очень кстати. Он послужит наглядным пособием и закрепит полученные знания. И всё же наилучшим средством расширения кругозора ребёнка остаются прогулки и наблюдение за окружающим в реальной жизни.
И ещё один совет-пожелание всем родителям, а также бабушкам и дедушкам: не спешите развивать ребёнка.
Просто играйте. Просто говорите с ним. Просто хорошо проводите время. И однажды он сам придёт к вам и скажет: давай читать и считать. Но это будет гораздо позже, когда он преодолеет этот чудный возраст, называемый «раннее детство». А сейчас — ловите момент!..