Физическое развитие
В этом возрасте ребёнок легко сам становится на ножки. Даже если он пока не решается на самостоятельное передвижение на двух по комнате, то стояние с опорой ему уж точно по плечу.
Кроме того, стулья, диваны и прочая мебель видится ему отличным средством для расширения обзора. Это поистине удивительное зрелище: карапуз, который час назад боялся отпустить мамину руку на прогулке, сейчас бесстрашно взбирается на мебельные вершины. Такое пристрастие малышни к высоте даёт повод приглядывать за маленьким скалолазом как можно пристальнее.
Ещё одна особенность этого возраста ― стремительно развивающиеся двигательные навыки. Очень быстро карапуз учится не только топать по дому, но и делать шаги назад, танцевать по любому поводу и даже пытается подпрыгивать. Многим ребятам нравится наклоняться и рассматривать мир вверх тормашками, глядя в просвет между собственными ногами ― это один из способов изучения окружающего пространства с неизвестной ранее позиции. А как поётся в детской песенке, «всё, что неизвестно ― ужасно интересно». Поэтому не стоит удивляться, если ваш малыш вдруг примет странную позу прямо посреди улицы, тщательно вглядываясь в незнакомого человека или ярко окрашенный автомобиль.
Активная и пассивная речь
Развитие речевых навыков ребёнка выходит в этом возрасте на новый уровень. Он уже не просто повторяет знакомые слова и слоги, а старается применять их в соответствии с ситуацией.
«Ми!» ― заявляет малыш, указывая пальчиком на плюшевого мишку и очень радуется, когда взрослый подтверждает: да, это мишка. Это значит, что он понят, его слышат и поддерживают с ним беседу.
Воодушевлённый, карапуз пытается называть окружающие предметы домашней обстановки и всё, что видит вокруг себя на прогулке. Он может назвать близких людей («па», «ма», «ба»), имена братьев и сестёр.
Это активный словарь, который малыш старается использовать в общении. Но есть и пассивный запас слов ― тех, которые он не умеет пока произносить, но понимает их, когда слышит от других людей. Сюда входят слова и фразы, усвоенные из песен и сказок, во время игр и просто в общении со взрослыми.
По мере взросления малыша пассивный словарный запас постепенно переходит в активную стадию, а ребёнок тем временем пополняет его новыми словами, которые слышит в процессе общения. Вот почему необходимо говорить с ребёнком, читать ему, петь песни и рассказывать сказки, даже если сам он ещё не говорит.
Не стоит волноваться, если ваш кроха упорно молчит, но при этом понимает вашу речь и реагирует на просьбы. Многие малыши предпочитают «не тратить время на слова», расширяя пассивный лексикон. И только вооружившись достаточным количеством знакомых слов они вдруг удивляют окружающих неожиданно проснувшимся детским красноречием.
В таких случаях о ребёнке обычно заявляют, что он «разговорился». Как правило, за пару месяцев он легко навёрстывает всё, что было, по мнению взрослых, «упущено» за всё время молчания.
Наиболее часто такую картину можно наблюдать в семьях, где говорят на двух и более языках: малышу приходится осваивать слова и обороты одновременно в нескольких вариациях, и это замедляет процесс развития активной речи. Такое поведение ― абсолютно нормально и ни в коем случае не свидетельствует о задержке развития.
Почему он всё тащит в рот
Казалось бы, карапуз вышел из младенческого возраста и ему не пристало грызть и облизывать всё, что попадает в ручки. Однако у многих детей тактильно-оральный способ знакомства с миром остаётся доминирующим до двух лет.
Какие бы сложности это ни сулило родителям, такое поведение не является отклонением от нормы. Главная задача мамы с папой в этом случае ― обеспечить малышу безопасность и постепенно приучить к мысли, что облизывать предметы ― не интересно и не вкусно. Лучше ощупывать их руками.
Приступать следует, начав с игрушек. Собственно, на них и закончится обучение не тащить в рот всё подряд. Хорошим ходом будет натереть игрушки чем-нибудь безопасным и неприятным на вкус, например ― соком калины.
Ощущение горечи во рту даст ребенку понять, что вовсе не обязательно облизывать предмет, чтобы его изучить.
Само собой, если ваш малыш имеет такую привычку, игрушки следует часто мыть, а на прогулке внимательно следить, чтобы он не подбирал с земли мусор.
Если это всё же произошло, то мамина задача ― не дать донести «добычу» до рта. Заставить малыша отдать то, что зажато в кулачке, легко: нужно просто погладить, слегка надавливая, внешнюю сторону его ладошки, и детские пальчики разожмутся сами собою.
Играем в игры, играем с игрушками
В этом возрасте ребёнок удивительно непритязателен в средствах развлечения. Он играет всем, что попадётся под руку, и наибольшим спросом пользуются предметы домашнего обихода: кухонные принадлежности, родительские предметы туалета, всевозможные инструменты.
Малыш не всегда применяет их по назначению: может примерить кастрюлю на голову или «чинить» ложкой игрушечный автомобиль. И всё-таки это яркий пример, когда подражание стимулирует развитие у ребёнка новых навыков через игру.
Особым успехом у карапузов пользуются разнообразные сумки, рюкзаки и барсетки, а также техника ― телефоны, пульт от телевизора и т.п. Старая клавиатура от компьютера (как у папы!) может порадовать малыша не меньше, чем дорогая игрушка.
Это ещё раз подтверждает истину: не столь важно, чем играет ваш ребёнок, важно ― с кем и как он играет. Вовсе не обязательно покупать малышу множество разнообразных игрушек и наборов, достаточно проявить фантазию и придумать новые игры с тем, что уже имеется.
Малыши этого возраста очень любят строить. Они строят башни из кубиков, коробок, книг, а после ― безо всякого сожаления разрушают построенное. Не меньшее удовольствие им приносит и разрушение построенного другими детьми и взрослыми.
Малыш делает это не из вредности, для него это очередной способ знакомства с причинно-следственными связями: я толкнул ― всё упало, я молодчина!
И так как в создании своей башенки из кубиков для ребёнка сейчас важен не результат, а сам процесс, то он не задумываясь толкнёт и её, чтобы насладиться эффектным зрелищем падения.
Среди любимых игр у малышей этого возраста ― «прятки» с игрушками, игры на развитие мелкой моторики с интересными мелочами (крупы, бусы, камешки, бобы, орехи и т.д.), игры с водой и песком, игры с книжками-игрушками и мячиками разных калибров.
Самостоятельность
К тому времени, как ребёнку исполняется год и 4 месяца, он уже вполне способен овладеть первыми навыками самообслуживания. Если вы станете ежедневно учить его класть часто используемые предметы на место, он запомнит это и будет сам стремиться к порядку в вещах.
Малыш также очень радуется, если ему удаётся «помочь» маме с уборкой, увлечённо орудуя веником (и снова подражание!). Когда его просят о чём-то понятном (Ваня, принеси маме книжку!), он с готовностью выполняет просьбу и невероятно собою гордится.
Большинство детишек к этому возрасту уже начинают овладевать умением держать ложку и есть самостоятельно. Как правило, после этого кухне требуется хорошая уборка, что утомительно для мамы. Однако какими бы разрушительными ни были последствия таких попыток, позвольте малышу быть самостоятельным за столом ― это важно для него. Чтобы сократить хлопоты, можно застелить полы вокруг детского стульчика клеёнкой.
Прогулки и здоровье: почему не стоит отменять
Когда ребёнок уверенно ходит, вопрос прогулок становится одним из самых актуальных. Малыша уже так просто не спрячешь в коляску в холодную погоду, и прогулку не получится заменить дневным сном на свежем воздухе ― карапуз жаждет свободы.
Многие мамы убеждены: если у ребёнка насморк, гулять нельзя. Простуды и вирусы подстерегают ослабленный организм на каждом шагу, и любая прогулка может обернуться осложнениями.
На самом деле всё происходит с точностью до наоборот: как бы вы ни проветривали помещение, воздух в нём остаётся спёртым в сравнении с тем, что на улице. Этот тяжёлый, пересушенный воздух иссушает слизистую детского носика, и тот, борясь с «пустыней», образовавшейся в нём, увлажняет себя как может. Попросту говоря, сопливит.
Что происходит во время прогулки? Ребёнок дышит свежим, увлажнённым воздухом. Дыхательные пути тоже увлажняются, и это является природной профилактикой выделений из носа.
Не стоит пугаться, если малыш на улице начинает больше кашлять, это вполне закономерно и даже хорошо. На свежем воздухе происходит увлажнение, набухание и выброс слизи, скопившейся в бронхах. Организм избавляется от неё при помощи кашля. Гораздо хуже, если ребёнок сидит дома, а сухая слизь продолжает накапливаться в дыхательных путях ― в конечном итоге это приведёт к серьёзному бронхиту.
Противопоказанием к прогулке может быть только повышенная температура или сильное недомогание в результате инфекционной болезни, насморк же ― это повод гулять как можно чаще и дольше.
Эмоции и развитие: как не воспитать плаксу
Боязнь избаловать и изнежить ребёнка часто испытывают родители, чьи малыши переступили через порог первого года. Особенно остро этот вопрос стоит среди пап, воспитывающих сыновей: не вырастет ли наш парень неженкой, если позволять маме и бабушке так часто его обнимать? Где заканчивается необходимая порция ласки и начинается вредоносное сюсюканье?
Внимание, сюрприз! Частота объятий и тактильного контакта напрямую связана не только с развитием вашего ребёнка и его эмоциональным состоянием. От того, насколько охотно его обнимали и ласкали, зависит его уверенность в себе, своих силах. Его вера в то, что он любим родителями и достаточно хорош, чтобы быть принятым окружающими.
Как бы странно это ни звучало, маленький ребёнок сам по себе никогда не бывает ни в чём уверен до конца. Ему необходимо постоянное подтверждение, что он нужен и любим. Что за его спиной стоят сильные и заботливые взрослые, готовые поддержать и защитить его в любой ситуации.
Заметьте, не сделать все за него и запретить то, что вам кажется опасным (например, катание с горки на площадке ― «мал ещё!»), а поддержать, если ему понадобится помощь.
Помочь взобраться на горку, придержать за ручку, пока будет съезжать. И тут же ― обнять, похвалить, расцеловать. Этого никогда не бывает слишком много.
Поддержка ребенка ― это в первую очередь ваши объятия, готовность принять его любого: обиженного, испуганного, рассерженного или в корне не правого.
Ребёнок, получивший это в избытке, вырастает сильной и самостоятельной личностью. Ребёнок, чьи родители «недообнимали» его, во взрослом возрасте будет искать то, чего был лишён в детстве: материнской заботы и постоянного признания, подтверждения, что он любим.
Не слишком приятная картина, когда речь идёт о взрослом человеке, не правда ли? При этом половая принадлежность здесь не имеет значения, правило одинаково работает и с мальчиками, и с девочками.
О наболевшем: развивающие мультики
Включить ребёнку мультфильм, который поможет ему изучить цвета, формы, названия животных и ещё много всяких интересностей ― большое искушение для родителей. Ведь это так удобно: посадил дитя перед экраном, и оно осваивает всё, что ему положено осваивать.
Но на практике всё оказывается совсем не так. Как показали исследования психологов, просмотр «развивающих» программ совершенно не влияет на становление интеллектуальных способностей младенца и ненамного больше даёт ребёнку второго года жизни.
Умственное развитие малыша меньше всего зависит от просмотра обучающих программ, даже если в титрах указано: для самых маленьких. Всё, чего вы в лучшем случае добьётесь ― это выиграете немного времени, пока он будет занят просмотром. В худшем ― получите перевозбуждённого ребёнка, уставшего от мельтешащих на экране фигур.
Использование развивающих видео становится оправданным лишь тогда, когда они выступают в качестве коротких дополнений к вашим занятиям с малышом. Этот приём эффективен в работе с детьми после двух лет. К примеру, если вы с малышом рисуете божью коровку, то вполне уместным будет показать короткое видео об этом насекомом или мультфильм, сопровождаемый песенкой.
Позднее вы сможете выбрать серию обучающих мультиков и по ней строить занятия, ориентируясь на тематику каждого выпуска. Но при этом следует помнить, что в любом возрасте мультики не должны становиться заменой играм и занятиям с вами.
Никакие мультфильмы не заменят вашему малышу живое общение, и никакие знания он не усвоит так легко и непринуждённо, как в игре с близким человеком.