Развитие ребенка: 6-й месяц, 4-я неделя

Наталія Ударцева, 28 февраля 2018
Развитие ребенка в шестой месяц, четвертую неделю

Сильный и умелый

Некоторые дети в возрасте пяти-шести месяцев уже довольно умело ползают, другие ― только предпринимают несмелые попытки. Даже если ваш малыш проявит готовность ползти самостоятельно лишь через несколько месяцев, это не значит, что он отстаёт в развитии. Есть дети, которые вовсе не желают ползать, а в положенный срок становятся на ножки и направляют все свои усилия на освоение ходьбы.

Тем не менее возможность передвигаться самостоятельно (в том числе и ползать) доставляет малышу огромное удовольствие ― оно даёт ему определённую свободу действий. Кроме того, ползанье подготавливает мышцы спинки малыша к нагрузкам, сопряжённых с ходьбой — это отличная тренировка для младенца.

Поэтому всё же стоит попытаться научить его этому увлекательному делу:

  • Положите перед лежащим на животе ребёнком игрушку, к которой ему придётся подползти, чтобы взять; подставьте ладонь под его пяточки, давая ему точку опоры.
  • Подвесьте над кроваткой пару колец, за которые ребёнок мог бы ухватиться, чтобы приподняться — это поможет укрепить мышцы спины. Не оставляйте его при этом без присмотра;
  • Поиграйте в самолётик — положите малыша на ровную поверхность и помогите ему развести ручки наподобие крыльев самолёта. Выгнувшись, он будет покачиваться и пытаться оторваться от поверхности, становясь действительно похожим на маленький самолёт. Такая игра доставляет карапузам огромную радость.

Чем активнее и подвижнее становится ваш малыш, тем больше внимания следует уделять его безопасности. Дети этого возраста могут быть непредсказуемы — ещё вчера он, казалось бы, едва сидит в своём креслице, а уже сегодня может попытаться встать и вывалиться из него.

Следите, чтобы малыш был зафиксирован в коляске и стульчике для кормления, поднимите бортик кроватки до нужной высоты.

А вот использование манежа крайне нежелательно: всякое ограничение свободы передвижения неминуемо препятствует знакомству ребёнка с внешним миром и тормозит его физическое развитие.

Я тебя не знаю!

Способность делать различие между близкими и незнакомыми людьми в возрасте пяти-шести месяцев совершенствуется. Ваш карапуз теперь не только бурно радуется вашему присутствию, но может и затеять скандал, если кто-то посторонний попытается взять его на руки. Пусть даже с этим посторонним малыш знаком. Если так произошло, не настаивайте на непременном общении. Возьмите ребёнка на руки и повторите попытку через некоторое время, попросив гостя двигаться плавно и спокойно, чтобы не испугать ребёнка.

Знакомство с малышом лучше организовать так, чтобы не взрослый приближался к ребёнку, а наоборот — родитель подносил ребёнка к новому для него человеку, используя элементы игры («Уух! Сейчас поймаем дядю Ваню за нос!»)

Наступило время уделить особое внимание социализации. Знакомьте кроху с разными людьми, в том числе и с детьми. Используйте во время прогулки такие средства передвижения, которые наилучшим образом будут способствовать изучению малышом окружающего мира — открытая коляска, слинг или эрго-рюкзачок.

Эмоции и речь идут рука об руку

На шестом месяце малыш проявляет всё больше активности, общаясь с окружающими людьми. Он уже твёрдо уяснил, что произносить звуки — это гораздо эффективнее, чем молчать. И он вовсю упражняется в ораторском искусстве, используя весь ассортимент протяжных звуков и оживлённый лепет.

«О-о-о!» — авторитетно заявляет малыш и вы понимаете, что у него есть что сообщить вам — что-то очень важное. Покажите ему яркую весёлую игрушку, и он радостно воскликнет: «Э!». Одни и те же звуки могут иметь множество значений благодаря разной эмоциональной окраске, которую малыш научился придавать своей «речи».

Не ленитесь чутко реагировать на попытки ребёнка «поговорить» с вами. Отвечайте мимикой на его «тирады», смешите малыша, корчите рожицы — одним словом, всеми силами укрепляйте эмоциональную связь между ним и вами, оказывая тем самым влияние и на его речевые способности.

Вот ещё несколько способов закрепления навыков речи, эффективные в работе с ребёнком этого возраста:

  • Не забывайте время от времени обновлять ассортимент литературы для маленького слушателя — это отличная возможность пополнить его словарный запас;
  • Пойте песни, колыбельные и включайте аудиозаписи.
  • Говорите с ребёнком во время прогулок, кормления, купания — всегда, когда это возможно, комментируя свои действия.
  • Используйте игру для ознакомления малыша с новыми словами и понятиями. Например, возьмите на руки и поднимите повыше со словами «Вот, какой ты большой!». О том, что игра пришлась крохе по вкусу, будет свидетельствовать его весёлых смех. Таким образом вы можете ознакомить его со многими понятиями, используя игрушки («Вот какой мохнатый мишка! Р-р!»). Эмоциональный подъём, сопутствующий игре, помогает в разы повысить эффективность таких «уроков».

Прикармливать или не прикармливать, вот в чём вопрос…

На шестом месяце малыш может проявлять живой интерес к пище, которую едят в его присутствии взрослые. Конечно, как и всё неизвестное, новая еда очень притягательна для маленького дегустатора. Но не стоит торопиться с введением прикорма — лучше посоветоваться на этот счёт с педиатром. Если ребёнок пребывает на грудном вскармливании и молока у мамы достаточно, отложите введение прикорма как минимум до шести месяцев.

Если материнского молока не хватает, ребенок докармливается либо молочной смесью, либо донорским молоком, либо молоком сельскохозяйственных животных (коровьим, козьим). Все эти продукты и являются докормом. Все, что ребенок первого года жизни получает в дополнение к молоку и молочным смесям, – это и есть прикорм. (Е.О.Комаровский)

Очень нежелательно вводить прикорм раньше шести месяцев. Необоснованное преждевременное знакомство с тяжёлой пищей нередко ведёт за собой аллергические реакции — пищеварительная система малыша в этом возрасте может быть ещё не готова к таким переменам.

Комментарии