Эмоции и речь идут рука об руку
На шестом месяце малыш проявляет всё больше активности, общаясь с окружающими людьми. Он уже твёрдо уяснил, что произносить звуки — это гораздо эффективнее, чем молчать. И он вовсю упражняется в ораторском искусстве, используя весь ассортимент протяжных звуков и оживлённый лепет.
«О-о-о!» — авторитетно заявляет малыш и вы понимаете, что у него есть что сообщить вам — что-то очень важное. Покажите ему яркую весёлую игрушку, и он радостно воскликнет: «Э!». Одни и те же звуки могут иметь множество значений благодаря разной эмоциональной окраске, которую малыш научился придавать своей «речи».
Не ленитесь чутко реагировать на попытки ребёнка «поговорить» с вами. Отвечайте мимикой на его «тирады», смешите малыша, корчите рожицы — одним словом, всеми силами укрепляйте эмоциональную связь между ним и вами, оказывая тем самым влияние и на его речевые способности.
Вот ещё несколько способов закрепления навыков речи, эффективные в работе с ребёнком этого возраста:
- Не забывайте время от времени обновлять ассортимент литературы для маленького слушателя — это отличная возможность пополнить его словарный запас;
- Пойте песни, колыбельные и включайте аудиозаписи.
- Говорите с ребёнком во время прогулок, кормления, купания — всегда, когда это возможно, комментируя свои действия.
- Используйте игру для ознакомления малыша с новыми словами и понятиями. Например, возьмите на руки и поднимите повыше со словами «Вот, какой ты большой!». О том, что игра пришлась крохе по вкусу, будет свидетельствовать его весёлых смех. Таким образом вы можете ознакомить его со многими понятиями, используя игрушки («Вот какой мохнатый мишка! Р-р!»). Эмоциональный подъём, сопутствующий игре, помогает в разы повысить эффективность таких «уроков».
Прикармливать или не прикармливать, вот в чём вопрос…
На шестом месяце малыш может проявлять живой интерес к пище, которую едят в его присутствии взрослые. Конечно, как и всё неизвестное, новая еда очень притягательна для маленького дегустатора. Но не стоит торопиться с введением прикорма — лучше посоветоваться на этот счёт с педиатром. Если ребёнок пребывает на грудном вскармливании и молока у мамы достаточно, отложите введение прикорма как минимум до шести месяцев.
Если материнского молока не хватает, ребенок докармливается либо молочной смесью, либо донорским молоком, либо молоком сельскохозяйственных животных (коровьим, козьим). Все эти продукты и являются докормом. Все, что ребенок первого года жизни получает в дополнение к молоку и молочным смесям, – это и есть прикорм. (Е.О.Комаровский)
Очень нежелательно вводить прикорм раньше шести месяцев. Необоснованное преждевременное знакомство с тяжёлой пищей нередко ведёт за собой аллергические реакции — пищеварительная система малыша в этом возрасте может быть ещё не готова к таким переменам.