Дети рождаются с несовершенным слухом. Они слышат и воспринимают речь, но при этом не воспринимают фоновые звуки и не различают тональности. К 1 году слуховое восприятие ребенка становится более тонким и чувствительным. Можно ли развивать слух с помощью игр и как делать это правильно?
Содержание
Сенсорные игры, улучшающие слуховое восприятие, направлены на развитие разных видов слуха:
- речевой – чем более он развит, тем лучше малыш понимает речь на слух, тем грамотнее и правильнее он будет разговаривать самостоятельно;
- фонематический – разновидность речевого, он помогает ребенку «делить» услышанные слова на отдельные звуки;
- физический – им ребенок обладает с рождения, умея слышать и различать звуки окружающего мира;
- музыкальный – он отвечает за способность играть на музыкальных инструментах, петь и «слышать» музыку;
- слуховое внимание – отвечает за умение прислушиваться и сосредотачиваться на отдельных звуках.
О «занятиях», развивающих слух новорожденных с первых недель жизни, можно прочитать здесь.
1-3 месяца
В этом возрасте важно продолжать игры, стимулирующие младенца поворачивать голову за источником звука. Еще одно занятие, которое позабавит малыша и вызовет его улыбку – чтение сказок или пение песенок с разными интонациями, голосами и мимикой.
- «Музыкальные переменки». В течение дня включайте малышу классические мелодии, забавные детские песенки или ритмичные потешки. Прослушивание музыки задействует сразу несколько видов слухового восприятия ребенка. По мере взросления малыша репертуар станет более разнообразным – звуки природы, различных музыкальных инструментов и веселые песенки с незамысловатыми словами.
- «Пошумим». Младенцев привлекают необычные звуки – шуршащие, гремящие и пищащие. Поэтому сейчас самое время для разных погремушек, музыкальных мобилей над кроваткой и в коляске. Когда малыш научится держать предметы в ручке, давайте ему самостоятельно «пошуметь» игрушками или, например, шуршащими пакетами.
3-12 месяцев
- Прослушивание звуков природы и окружающего мира. Играя дома, включайте ребенку записи природных звуков – воды, ветра, пения птиц, шелеста листьев. Выходя на прогулку, обращайте его внимание на те звуки, которые он уже слышал, и на незнакомые. Называйте их и рассказывайте об их источнике. Это особенно развивает слуховое внимание и память.
- «Кто/что как звучит». Для игры понадобятся картинки с различными предметами, животными, птицами. Показывая картинку, называйте ребенку ее звук – молоток стучит «тук-тук», телефон звонит «дзынь-дзынь», кошка мурлыкает «мур-мур». По мере взросления малыша он сможет, видя картинку, сам называть ее звук.
Старше 1 года
- «Звуковые пары». Потребуются баночки, коробочки или тканевые мешочки, наполнители которых «издают» разные звуки. Каждая емкость должна иметь пару с таким же наполнителем. Например, 2 коробочки с сухими семенами, 2 – с крупным горохом, 2 – с железными кнопками. Парные емкости должны звучать абсолютно одинаково, чтобы ребенок учился выделять идентичные звуки и подбирать их по парам. Эти условия он сможет выполнять только после 2,5-3 лет, а в более раннем возрасте такое звуковое лото познакомит его с разными звуками.
- «Послушай это». Эта игра подойдет для детей 2-3 лет, но начинать в нее играть можно уже с года. Первое время называйте ребенку какой-то звук – например, шум закипающего чайника, тиканье часов. Затем можете просить его назвать самый громкий или самый «страшный» шум, который сейчас он может слышать. Это учит детей выделять отдельные звуки из многообразия шумов.
- «Повтори за мной». Игра для развития слуховой памяти. Попросите ребенка повторять звуки, которые вы издаете – хлопаете в ладоши, топаете, стучите по столу или бьете в бубен. По мере взросления малыша усложняйте задачу и просите его повторить последовательность звуков.
- «Поймай звук». Развивает фонематический слух и внимание у деток 1,5-2 лет. Называйте разные слова (для начала буквы) и просите ребенка хлопнуть, если он услышит заданный звук.
Еще одно занятие, которое понравится детям любого возраста – самодельный оркестр. Разрешите ребенку «поиграть» на самых разных предметах – кастрюлях, мебели, баночках с крупами и т.д. Это полезно для слуха и заодно помогает деткам «выпустить» пар.