Базовые чувства ребенка: как их развить с помощью игр

Катерина Єльшова, 3 января 2018
Рождаясь и начиная взаимодействовать с окружающим миром, дети получают естественную стимуляцию своих базовых чувств. Достаточно ли этого или необходимо дополнительно стимулировать все органы чувств ребенка? Как это правильно делать и возможно ли совмещать с играми? Расскажем об этом в статье.
Развитие базовых чувств ребенка с помощью игры

Сенсорное развитие ребенка напрямую связано с интеллектуальным. Чем сильнее развиты его базовые чувства, тем быстрее будут образовываться нейронные связи в головном мозге. Этот процесс можно ускорить, если дополнительно стимулировать чувственное восприятие. Лучше всего это делать в игровой форме, чтобы малышу было интересно и весело.

Как выделить время на игры

Многие родители откладывают развивающие игры с ребенком «на потом», оправдывая это нехваткой времени, сложной подготовкой к занятиям или нежеланием ребенка. В результате время проходит, задуманные занятия не проводятся, а у родителей появляется чувство вины. На самом деле не требуется ни специально выделенного времени, ни сложной подготовки.

Помните о том, что младенцы не могут длительно удерживать свое внимание на чем-то одном. Они быстро устают, особенно если в процессе игры происходит стимуляция только одного органа чувств. Как понять, что малыш готов играть, и это подходящее время:

  • он сыт и не хочет спать;
  • он находится в приподнятом настроении;
  • вы видите, что он оживлен и идет на зрительный контакт.

В этом случае вы можете начинать любую развивающую игру. Лучше всего это делать в перерывах между снами, через 30-60 минут после еды. Когда физиологические потребности удовлетворены, и ребенок не против поиграть с вами. Необходимо прекращать игру, если вы заметили следующие признаки:

  • ребенок плачет или хнычет;
  • выгибает спинку, нервничает;
  • потирает глазки, зевает или отворачивается от вас.

Они могут свидетельствовать о том, что малыш устал, ему скучно, он хочет спать или не готов сейчас играть. В этом случае уложите его спать, поносите на руках, спойте или расскажите ему что-то спокойным ровным голосом. Не настаивайте на продолжении игр, если видите сопротивление или отсутствие интереса.

Какие сенсорные игры и занятия будут полезными для ребенка

Любое базовое чувство можно стимулировать с помощью игр. Подобрать подходящую игру можно как для новорожденных, так и для деток постарше. По мере взросления малыша сложность и длительность игровых занятий увеличивается.

Игры для стимуляции зрения

Специалисты советуют не нагружать зрение малыша с первых дней жизни. Вместо ярких разноцветных «мобилей» и погремушек лучше показывать ему черно-белые орнаменты. Это могут быть просто распечатанные картинки, простые рисунки или игрушки в черно-белом цвете. Их можно «специально» показывать новорожденному, выделяя время между сном и кормлениями. А также можно повесить на кроватку бортики или мобиль в черно-белой гамме. Тогда стимуляция зрения будет происходить более естественно.

Время «занятия» по развитию зрения для со всем маленьких не превышает 2-3 минут. Дождитесь, чтобы малыш посмотрел на вас, расположите картинку или игрушку на расстоянии 40-50 см от его глаз. Расскажите, что на ней изображено. Обязательно чередуйте игрушки/картинки. Через 1-2 недели, когда малыш будет удерживать свой взгляд на предмете, медленно двигайте его в разные стороны. Это побудит ребенка следить взглядом за предметом.

Одно из самых простых занятий, которое не потребует от вас подготовки – это «демонстрация» младенцу своего лица. Наклонитесь над ним, чтобы расстояние между вашими лицами было 30-40 см. Сначала дайте малышу рассмотреть ваше лицо, сфокусировать свой взгляд на нем. Затем подключите мимику – улыбайтесь, меняйте разные выражения. К концу 1 месяца жизни малыш сможет «отвечать» вам своей улыбкой.

Также для стимуляции зрения подходят следующие игры:

Игры для развития слуха

Самые первые занятия, развивающие слух – это ваши разговоры с новорожденным, пение и рассказы. С начала 2 недели жизни малыша можно использовать различные источники звуков (погремушки, бубен, шуршащие пакеты) – подносить их справа или слева от ребенка, на расстоянии 25-50 см. Малыш услышит звук и начнет искать глазами его источник, поворачивая голову в нужную сторону.

Играя в различные звуковые игры, обязательно знакомьте ребенка с характеристиками разных шумов. Какой он? Громкий или тихий, глухой или звонкий, мягкий или резкий и т.д.

Стимулируют слух следующие игры:

Игры для развития осязания

Развивать осязание малыша можно с самого рождения. Лучшие способы для этого – поглаживания, объятия и легкий массаж. Этого достаточно, чтобы задействовать нервные окончания, расположенные на коже. Затем занятия можно разнообразить:

Игры для развития обоняния

Запахи играют важную роль в нашей жизни. И, чем раньше малыш научится их различать, тем лучше. Самый первый запах, который новорожденные запоминают надолго, это запах грудного молока. По нему малыши отличают маму от других взрослых.

Стимулировать обоняние очень просто – постоянно «знакомить» ребенка с разными запахами, обязательно проговаривая, кто/что его обладатель. До 1-1,5 лет этого будет достаточно. Делайте это в игровой форме и во время любых повседневных занятий. Например, во время еды рассказывайте, как пахнут продукты и готовая пища, давая малышу их понюхать. Во время прогулки обращайте внимание на запахи природы – травы, деревьев, цветов.

Первым делом, для развития обоняния, научите ребенка правильно нюхать. Это умение закрепляется примерно в 8-12 месяцев. До 2 лет дети не могут задерживать дыхание, поэтому не рекомендуется «знакомить» их с неприятными, резкими запахами.

Стимулируют обоняние у ребенка следующие игры:

Игры для развития вкуса

Начинать стимуляцию вкусовых рецепторов можно с 6-7 месяцев, когда уже вводится прикорм. При кормлении рассказывайте, что это за продукт, каким вкусом обладает. Называйте характеристики разных вкусов – сладкий, горький, кислый, соленый. С 1-1,5 лет просите ребенка повторять за вами, задавая ему вопросы:

  • что ты сейчас попробовал?
  • какой вкус ты почувствовал?
  • на что еще он похож?

Детки 1,5-3,5 лет чаще всего проявляют консервативность во вкусовых предпочтениях. Они выбирают для еды уже знакомые блюда и продукты, а к новым относятся с «недоверием». Поэтому важно, чтобы до 1,5 лет ребенок попробовал как можно больше разнообразных полезных продуктов. Желательно, чтобы они были в «чистом» виде, без специй и добавок.

Следующие игры помогут развить вкусовые рецепторы у ребенка:

Помогают ли специальные «центры развития»?

Многие родители считают, что лучше доверить развитие своего ребенка профессионалам, поэтому уже с года или еще раньше водят детей в «почемучки». Другие же мамы считают, что должны самостоятельно развивать детские способности и чувства. Какой подход более правильный?

Первые 6-8 месяцев очень важны для развития ребенка, а особенно для стимуляции его чувств. Все, что вы делаете вместе с ним и для него имеет огромное значение – объятия, разговоры, пение песен, чтение, рассматривание игрушек, прогулки и рассказы об окружающем мире. Но по мере того, как малыш подрастает, можно подумать о посещении вместе с ним групповых занятий. Конечно, не стоит ожидать от младенца, что он будет принимать полноценное участие в «уроках» или взаимодействовать с другими детьми. Он сможет это делать лишь примерно с 1,5 лет. Но групповые занятия в любом случае полезны:

  • детки учатся концентрироваться на определенных занятиях (музыка, пальчиковое рисование или лепка, танцевальные движения);
  • происходит обучение навыкам раннего общения с другими взрослыми и детьми;
  • занятия, направленные на определенные чувства, развивают их быстрее, чем комплексные или просто игры.

Кроме того, посещение групповых детских занятий помогает сменить обстановку, что полезно и деткам, и мамам. Это позволяет познакомиться с другими родителями, найти друзей для малыша, да и просто развеяться и отдохнуть от привычной домашней обстановки или песочницы в соседнем дворе.

Видео по теме
Комментарии