6-12 месяцев
Первое осознанное знакомство со вкусами следует проводить с началом прикорма. Прием пищи можно превращать в ритуал и интересную игру. Малыша торжественно сажают в стульчик или за общий стол, накрытый красивыми приборами, скатертью или яркими салфетками. Мама ставит перед ним несколько красивых тарелочек с разными «блюдами». И, давая попробовать, обязательно говорит ребенку, какой продукт и с какими вкусовыми характеристиками он сейчас пробует. Варианты блюд для такого занятия:
- овощные – 2-3 тарелочки с пюре из разных овощей (кабачок, тыква, морковь и т.д.) и 1 тарелочка с миксом из них;
- фруктовые – несколько тарелочек с фруктовыми пюре разных вкусовых категорий (сладкий банан, кисловатое яблоко, сочный персик) и 1 тарелочка со смесью из них;
- молочные – «чистый» творог или кефир без добавок, в другой емкости – в сочетании с фруктом или вареньем;
- из круп – в одной тарелочке каша без добавок, в другой с фруктом или вареньем.
Мама дает ребенку по очереди попробовать сначала «чистые» вкусы выбранных продуктов, а затем их сочетания. Деткам постарше можно завязывать/закрывать глаза и просить их угадать по вкусу – съел он, например, просто рисовую кашу или в сочетании с грушей.
1-3 года
С 1-1,5 лет вкусовые игры уже более разнообразны, так как у ребенка развивается речь, память, он способен отвечать на простые вопросы и выбирать то, что его просят.
- «С чем вода». Для игры понадобятся сахар, соль, лимонный сок, несколько стаканчиков с чистой питьевой водой. Поставить перед ребенком стаканчик просто с водой, а также по одному с каждой добавкой. Давать пробовать из каждого стаканчика воду на кончике ложки, затем обязательно запивать чистой водой. Первое время говорить малышу, какую именно воду он попробовал (соленую, кислую или сладкую). Затем усложнить игру и спрашивать после каждой пробы – с чем была вода.
- «Добавим приправы». Понадобятся соль, сахар, крахмал, готовое блюдо с нейтральным вкусом (рис, макароны) или хлеб. Дать ребенку попробовать каждую «приправу» по крупинке и рассказать, что соль соленая, сахар сладкий, а крахмал – нейтральный. Предложить ему «приготовить» блюдо, добавляя в него по желанию разные добавки. Затем попробовать и рассказать, как изменился вкус блюда.
- «Угадай по вкусу». Малыш с закрытыми глазами пробует продукты или готовые блюда и старается по вкусу отгадать, что он сейчас съел. Первое время давать на пробу простые блюда и продукты (гарниры, овощи, фрукты), а затем – в различных сочетаниях, даже необычных. Например, гречневую кашу с тушеной морковью, огурец с вишневым вареньем и так далее.
- «Найди пару». Для этой игры можно использовать кусочки разных продуктов (овощей и фруктов) или напитки. Каждого продукта должно быть по 2. Ребенок с закрытыми глазами должен по очереди их пробовать и подбирать к ним пару.
- «Подбери изображение». Понадобятся банки с разными вареньями или стаканы с разными соками, картинки фруктов и ягод. Сначала ребенок пробует каждое варенье или сок, а затем подбирает к нему подходящую картинку.
- «От какого хлеба кусочек». Понадобятся несколько видов хлеба – белый, серый, ржаной и черный. От каждого отрежьте по маленькому кусочку, а затем разложите на тарелочке. Предложите ребенку пробовать их, а затем называть, от какой буханки он был отрезан. Старшие детки играют в эту игру с закрытыми глазами.
Во время игр обращайте внимание ребенка не только на вкусовые характеристики продуктов, которые он пробует. Также объясняйте ему такие понятия, как холодный/горячий, твердый/мягкий, жидкий/сухой.