С помощью тактильных ощущений детки познают окружающий мир, учатся различать предметы, изучают их характеристики и многое другое. Для развития осязания можно использовать буквально все, что находится под рукой. Как это правильно делать в игровой форме?
Содержание
0-3 месяца
Начинать развитие тактильного восприятия нужно с первых дней жизни ребенка. Поглаживайте его по лицу во время кормления, делайте легкий массаж пальчиков рук и ног, проводите рукой по спинке.
- «Щекоталки». Переодевая малыша, пощекочите его, рассказывая забавный стишок или потешку. Первое время он не будет реагировать на такие игры, но уже очень скоро ответит вам улыбкой и смехом. Можно щекотать младенца не только пальцами, но также кисточками, перышками или гладкими ленточками.
- «Котенок». Положите раздетого младенца на бочок. Одной рукой придерживайте его за ножки, а пальцами другой проведите вдоль позвоночника от копчика к шейке. В ответ на эти поглаживания ребенок выгнет спинку, как котенок. Такая игра не только развивает тактильные ощущения, но также укрепляет мышцы спины.
- «Дай поглажу!». Приготовьте несколько разных тканей – гладкую, пушистую, слегка шершавую. Поглаживайте каждой из них поочередно ладошки, пяточки, спинку, ножки малыша. Это помогает «разбудить» тактильные клетки на поверхности кожи.
3-6 месяцев
- «Тактильный мешочек». Положите в мешок или коробку предметы с разными фактурами – гладкий мячик, деревянный кубик, мочалка и т.д. Покажите ребенку, что нужно запустить туда ручку и пощупать предметы.
- Рисование пальчиками. Для этого подойдут пальчиковые краски или продукты – фруктовые/овощные пюре, жидкая каша, мука или манка. Можно, чтобы малыш окунал ладошки или пяточки в «краску» и ставил отпечатки на бумаге. Или же тонким слоем нанести выбранный материал на поднос и разрешить ребенку повозиться в нем, оставляя пальчиками различные узоры.
6-12 месяцев
- «Пощупай это». Данная игра не требует специальной подготовки. Поощряйте ребенка щупать все, что его окружает. Рассказывайте при этом о свойствах предмета - мягкий, теплый, колючий, жесткий, гладкий, скользкий, горячий, холодный. Не ограничивайтесь домашней обстановкой, трогайте разные предметы во время прогулки.
- Массажная дорожка. Она понадобится примерно с 4-5 месяцев и прослужит до 3-4 лет. Поначалу детки могут по ней ползать, затем шагать с помощью взрослых, затем ходить и бегать самостоятельно. Удобнее всего ее делать из фрагментов, наполненных разными материалами – крупами, камушками, шуршащими пакетами, шариками из пенопласта и т.д. Между ними можно закрепить на основе хозяйственные губки, пуговицы, карандаши, пробки. Ходить по ней следует только босиком, чтобы стимулировать нервные окончания стоп.
Старше 1 года
- Тактильное лото. Подготовьте небольшие кусочки различных материалов – нескольких видов тканей (шерсть, шелк, кожа, замша, мех), картон, фактурная бумага, фотобумага, фольга. Каждый вид должен присутствовать в 2 экземплярах. Сначала давайте малышу пощупать каждый кусочек, подержать в руках, помять, погладьте его кожу этим материалом. Детки постарше наощупь могут подбирать парные кусочки.
- Мешочки с наполнителями. Эта игра похожа на предыдущую, но знакомит ребенка с более фактурными материалами – крупами, сахаром, солью, песком, бусинами. Насыпьте каждый наполнитель в тканевый мешочек, как следует зашейте швы, чтобы они не порвались, и ничего не высыпалось. Давайте ребенку пощупать мешочки и рассказывайте, что внутри – какой наполнитель, какие у него свойства (мелкий, крупный, гладкий, колючий).
- «Угадай меня». Попросите ребенка с закрытыми глазами потрогать руку или другую часть тела разных членов семьи и угадать, кто это был. Обязательно меняйтесь ролями, позволяя малышу быть также и в роли «объекта».
Осязание можно развивать и во время купания. Используйте мочалки с разной фактурой, меняйте температуру воды и просите ребенка подставлять пяточку или ручку под прохладную/теплую струю. Все это существенно улучшит его тактильное восприятие.