Начало слуховой активности
Способность малыша слышать звуки начинает формироваться задолго до его появления на свет. Уже начиная с 15 ― 20 недели беременности маленький человечек способен улавливать звуки биения маминого сердца и работы её кишечника. А 25 неделя ― срок, когда крошка узнаёт голоса родителей, начинает слышать другие звуки внешнего мира, в том числе и музыку. Если мама внимательно прислушается к шевелению комочка внутри себя, возможно, у неё даже получится определить музыкальные предпочтения малыша. Нередко при звуках любимых мелодий движения ребёнка становятся более энергичными, словно он исполняет своеобразный танец.
В первое время после рождения в слуховом проходе малыша может оставаться небольшое количество жидкости, что приводит к кратковременному снижению слуха. Поэтому на первых порах новорожденный кроха слышит преимущественно высокие звуки (например, «сюсюкающую» речь взрослых) и хорошо знакомые голоса родителей.
Согласно современным исследованиям французских учёных, новорожденные способны отличать родной язык от чужого. Так, во время прослушивания записи текста на родном языке, у младенцев активизировался сосательный рефлекс. Включенная во время кормления запись на незнакомом языке никак не влияла на поведение малышей.
Дальнейшее развитие слуха новорожденного крохи происходит под воздействием окружающей среды, и взрослые могут влиять на этот процесс. Далее пойдёт речь о том, как это можно сделать.
Развитие слуха ребёнка по месяцам
Слух малыша как способ изучения окружающего мира можно сравнить с верхушкой айсберга. Основную часть айсберга представляет развитие речи, ведущее за собой другие психические процессы ― память, внимание, мышление и т.д. Вот почему формированию слуха придаётся большое значение, равно как и своевременному выявлению отклонений в этой области. А чтобы всегда быть в курсе событий жизни малыша в этом плане, родителям следует ознакомиться с нормами развития его слуха на разных этапах.
Первый месяц жизни
Развитие слуха в этот период значительно опережает формирование зрительных навыков. Уже на 9 ― 10 день жизни малыш вздрагивает и моргает от резкого шума. К 18 дню он начинает искать глазами источник шума, реагируя на голос окружающих людей. В этом возрасте ребёнок уже способен заинтересоваться музыкальной игрушкой, подвешенной над кроваткой или коляской.
На исходе первого месяца жизни ваш малыш может распознавать не только высокие, но и низкие, приглушённые звуки. Не за горами и та волшебная минута, когда, услышав мамин голос, обращённый к нему, кроха вполне осознанно улыбнётся в ответ.
Второй месяц жизни
Малыш учится соотносить увиденное со звуками, которые издают близко расположенные объекты. Он поворачивает голову к источнику звука и на какой-то момент концентрирует внимание на заинтересовавшем его предмете.
Малютка реагирует на шум даже во сне, и громкий звук может разбудить его. Однако это не значит, что во время сна ребёнка жизнь в доме должна остановиться. Приучение нового члена семьи к бытовому шуму имеет не меньшее значение, чем развитие слуховых навыков.
Необходимо помнить, что дети очень быстро привыкают к определенному звуковому режиму. Если с момента рождения вы будете ходить по дому на цыпочках и разговаривать исключительно шепотом, у вас появится шанс так всю жизнь и проходить. (Е. Комаровский, «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников»)
В этом возрасте малыш отвечает на звуки ускорением или, напротив, замедлением сосательных движений, иногда замирая и широко раскрывая глаза. Громкие звуки вызывают реакцию, называемую рефлексом Моро: ребёнок резко вскидывает полусогнутые ручки, распахивая их и снова возвращает в прежнее положение. Такая реакция в первую очередь говорит о присутствии у него слуховой активности.
Третий месяц жизни
На этой стадии развития карапуз оживлённо реагирует на звук голосов родителей, обращённых к нему. Он отвечает гулением, гримасничаньем и активными движениями ручек и ножек, пристально вглядываясь в родное лицо. В ответ на громкий неприятный звук кроха может сморщиться и разразиться плачем.
Ребёнка до года легко успокоить тихой речью или песней. Вы даже можете вызвать улыбку вместо плача при помощи весёлой болтовни.
Не стоит расстраиваться, если малыш смотрит в сторону, когда вы к нему обращаетесь: у некоторых детей эта реакция бывает немного замедлена. Постарайтесь быть более эмоциональными, общаясь с крохой.
Четвёртый месяц жизни
Время первых попыток использовать речь в общении со взрослыми. Малыш начинает понимать, что речь ― отличная штука и пытается воздействовать на людей различными звуками, подкрепляя их мимикой и бурной жестикуляцией.
В этом возрасте малыш уже реагирует на звук своего имени и легко находит источник даже тихого шума, если он расположен на расстоянии не более 3 м.
Пятый месяц жизни
Малыш чутко реагирует на настроение окружающих, безошибочно определяя его по интонациям и поведению. Он перенимает настроение мамы, смеясь в ответ на её смех и чувствует себя подавленным, если мама не в духе. Отныне родителям следует быть вдвойне более осторожными в выражении своих эмоций.
Ребёнок этого возраста уже способен ассоциировать голос с человеком. Он реагирует на звук маминого голоса, звучащего из соседней комнаты, и успокаивается, предвкушая её появление. Не стоит, однако, заставлять его ждать слишком долго, иначе в следующий раз такой способ «дистанционного» успокаивания ребёнка не сработает.
Шестой месяц жизни
Малыш способен слышать звуки на расстоянии от 3 до 4 метров. Он изо всех сил старается имитировать речь взрослых, что само по себе является отличным поводом говорить с ним больше и чаще.
Чрезвычайно интересуют карапуза и звучащие игрушки, особенно те, которые он может «включать» самостоятельно, дёргая за шнурок или швыряя их.
Седьмой месяц жизни
Малыш прислушивается к очень тихим звукам, таким как шелест бумаги и шёпот.
Восьмой месяц жизни
Лепет ребёнка становится всё разнообразней. Он способен с ходу определить, откуда доносится звук и найти его источник, даже если тот находится за спиной.
Девятый месяц жизни
Малыш понимает большую часть обращённой к нему речи и даже способен выполнить некоторые просьбы. Лепет всё больше напоминает отрывки отдельных слов.
Десятый месяц жизни
Лепет обретает яркую эмоциональную окраску. Малыш способен вполне ясно выразить своё настроение и пожелания, совмещая его с жестами и мимикой. И если посторонним этот язык может быть не вполне понятен, внимательные родители никогда не перепутают раздражённое «А-ба-ба-ба!!!» с ласковым «Ву-ву-уу!»
Одиннадцатый месяц жизни
На этом этапе ребёнок понимает обращённые к нему фразы и способен дать на них ответ, если не звуками, то жестом. Например, на вопрос «Где киса?» малыш непременно взглянет в сторону кошки, а если предложить ему пойти на прогулку, он мимикой и движениями выразит своё согласие или протест.
Двенадцатый месяц жизни
В этом возрасте многие малыши уже произносят отдельные слова. Чаще всего это слова, обозначающие близких людей («мама», «папа», «баба») и нередко маленький говорун путает их, пытаясь использовать по назначению. Присутствуют в его лексиконе и слова, обозначающие действие (этакие прародители глаголов): «дай», «на», «ам», «бух» и прочие.
Что нужно делать, чтобы развить у малыша слух?
Роль родителей заключается в первую очередь во внимательном наблюдении за формированием слуха малыша и стимулировании его развития. Существует также ряд способов благотворно повлиять на детскую слуховую ― а значит, и речевую ― активность:
- тесное общение и эмоционально окрашенная речь, обращённая к ребёнку, с первых дней жизни;
- совместное прослушивание музыки перед сном или во время бодрствования;
- пение колыбельных;
- чтение детских книг, совмещённое с показом картинок;
- использование погремушек, музыкальных и шумовых игрушек;
- подкрепление действий соответствующими словами («А сейчас Миша будет кушать! Кушать Мишенька будет…»);
- упражнения, стимулирующие слуховую активность малыша при помощи звуков, раздающихся на разном расстоянии от него.
Занимаясь с малышом, следует помнить, что основными условиями успешного развития любого навыка являются регулярность занятий и их соответствие возрасту ребёнка.
Серьёзные причины для беспокойства
Проверка слуха новорожденного малыша ― обычная процедура, проводимая в роддоме. Однако молодые родители обладают потрясающей способностью находить причины для тревоги даже там, где их нет. На самом деле об отклонениях в развитии слухового аппарата малыша могут свидетельствовать определённые особенности в его поведении. Именно они сигнализируют родителям о том, что самое время обратиться к врачу-отоларингологу:
- в месяц ребенок не вздрагивает от громкого звука;
- в 2 месяца не прислушивается к звукам погремушки;
- с 3 до 6 месяцев не ищет глазами источник звука;
- к 5 месяцам не успокаивается при звуках голоса мамы;
- в 7 ― 8 месяцев не прислушивается к разговору взрослых, не улыбается в ответ на речь и не лепечет;
- к 9 месяцам не реагирует на собственное имя;
- в 10 ― 12 месяцев не имитирует речь взрослых, не реагирует на слова, обращённые к нему (в том числе и на запреты), не проявляет интереса к бытовым звукам и их источникам, лепет отсутствует либо монотонен.
Даже если вы заметили тревожные симптомы у малыша, не спешите делать выводы и тем более отчаиваться ― вполне возможно, вы просто ошибаетесь. Непременно обратитесь к специалисту за квалифицированной консультацией, а если это потребуется ― и помощью. Помните, что большинство нарушений в детском здоровье тем легче исправить, чем раньше начато лечение.