Каляки-маляки и их большая важность
Принципиальное отличие рисования малышей от творчества в любом другом возрасте состоит в том, что результату работы в данном случае придаётся минимальное значение. Смысл работы заключается в развитии творческих способностей ребёнка и его заинтересованности рисованием.
Начиная с шести месяцев, когда малыш едва способен удержать в ручке карандаш, и заканчивая тремя годами, основная задача родителей ― не учить ребёнка «как надо» и «как правильно», и даже не искать в детских работах схожесть с существующими предметами и образами. Главная ваша миссия сегодня ― хвалить и восторгаться любыми попытками изобразить что-либо и всячески эти попытки поощрять.
Конечно, если малыш сам просит показать, как нарисовать что-то, нет причины ему отказывать ― в самом деле, на то вы и родители. Но вот навязывать стереотипы и шаблоны маленькому творцу ― значит напрочь уничтожать в нём попытки мыслить творчески.
Кто, например, сказал, что яблоко должно быть непременно зелёное или красное? А может быть это фиолетовое яблоко выпало вчера из тучи, пролетавшей мимо из Фиалкового королевства? Там всегда идут фиолетовые дожди, вот оно и окрасилось.
Проявляйте живой интерес к результатам творчества малыша, дайте ему понять, что его рисунки имеют большую ценность для вас. Оформите несколько рисунков в рамку и украсьте ими комнату ― такой приём значительно возвысит маленького художника в собственных глазах.
Не оставляйте без внимания попытки карапуза «писать» с серьёзным видом бессмысленные каракули ― это первый опыт вашего ребёнка в использовании письменной речи. Если малыш увидит, что «послания» читают всерьёз, его желание научиться писать по-настоящему утроится и с обучением грамоте в будущем не возникнет проблем.
Зрительное восприятие и зрительный образ ― что это такое и зачем это ребёнку?
Скучным словом «зрительное восприятие» называется наша способность запоминать увиденное и позже вызывать его в памяти. Изображение предмета, которое проявляется в воспоминаниях, когда того нет рядом, называется зрительным образом. Эти образы очень разнообразны: они могут быть объёмными, плоскими, могут быть представлены в виде символов или знаков, живых существ, иллюзий и снов.
Рисую так, как вижу
Зрительные образы ― это не точные копии увиденного, а лишь отображение того, как мы воспринимаем предмет или явление. Поэтому зрительные образы ребёнка могут значительно отличаться от оригинала и даже быть полностью выдуманными. И огромное влияние на их формирование имеет предыдущий опыт малыша, его эмоциональное состояние, окружающие предметы и люди, и даже игрушки, которыми он играет.
Выразительность образа, способность ребёнка к его детализации зависит от полноты информации, полученной им. А максимально полно усвоить эту информацию помогают сенсорные ощущения и манипуляции с предметом.
Зрительный образ в некоторой степени зависит от движения рассматриваемого объекта или от того, можно ли этим объектом манипулировать (Марина В. Озерова, «О детском рисовании»).
В то время как взрослому достаточно хорошенько рассмотреть кубик, который предстоит нарисовать, то ребёнку для этого нужно потрогать, повертеть в руках и поиграть с ним.
Больше образов ― больше возможностей
Создать оригинальный, неповторимый художественный образ ― задача не из лёгких для взрослого художника. А дети справляются с ней на запросто… при условии, что они имеют возможность этому научиться. Точнее, если им не мешают, подталкивая к стандартным, общепринятым скучным решениям (трава должна быть зелёной, принцесса ― в платье с кружевами, а дом ― квадратным и с крышей-треугольником).
Мультики и создание образов ребёнком
Большой ошибкой родителей является убеждение, что просмотр мультфильмов развивает фантазию. Ничего подобного. Мультики и фильмы, как и готовые книжные иллюстрации, и уж тем более комиксы, предлагают ребёнку готовый образ, уже когда-то созданный художником. Они не дают ему возможности изобразить героя таким, каким он его видит сам.
В то же время чтение и рассказывание стихов и сказок даёт лишь отрывочные сведения о внешности героев, стимулируя маленького слушателя включить своё собственное воображение и додумать недосказанное. Вот это самое «додумывание недосказанного» и есть главная цель, к которой следует стремиться, обучая малыша рисовать. Научить его всевозможным художественным приёмам вы ещё успеете. А умение создавать образы закладывается в раннем возрасте ― во время игр и занятий творчеством.
Иллюстрации и образы
Конечно же, иллюстрации в книгах очень важны. Они необходимы малышу хотя бы для того, чтобы знакомиться с примерами работ взрослых художников. Однако текст сказки должен быть в приоритете, а иллюстрации (заметьте, качественные!) ― лишь дополнением к нему.
И уж конечно, переработанная и изложенная другим человеком информация не должна заменять собой знакомство с настоящими образами, существующими в реальном мире.
Чем больше динамических картин окружающего мира видит ребенок, тем богаче зрительные образы (Марина В. Озерова, «О детском рисовании»).
Изображение птички на бумаге никогда не сравнится по насыщенности и выразительности с живой птицей, которая издаёт звуки и движется. Сегодня она чирикает звонко, прыгая с ветки на ветку, вчера ― сидела, напыжившись. А картинка в книге всегда остаётся той же. Она не меняется. Не меняется и образ нарисованной птички, создаваемый в детском воображении.
Вот почему очень полезно иногда рассказывать малышу сказки, не используя никаких иллюстраций ― это даёт широчайший простор для его воображения.
Таким образом, сказки и стихи ― предпочтительнее, чем мультфильмы. А наблюдение за реальными объектами ― лучше любой сказки. Поэтому, если хотите вырастить творческую личность, не ленитесь показывать ребёнку мир.
Как не надо делать
За основу создаваемых художественных образов малыш берёт окружающую его реальность. Стало быть, к организации этой реальности следует подходить со всей серьёзностью.
Не надо пугать ребёнка и давать ему ложную информацию
Исключите из культурной программы ребёнка мультфильмы со страшными и бессмысленными сюжетами, небрежно нарисованными персонажами и монстрами (игрушки-чудовища тоже ни к чему хорошему не приведут, но это уже совсем другая история).
То же касается и иллюстраций в книгах, которые нередко изготавливаются крайне непрофессионально. Часто они представляют собой топорно выполненные при помощи графического редактора картинки, не соответствующие друг другу стилистически, искажающие смысл написанного. Выбирая книгу для малыша, жестко отбраковывайте образцы с безвкусными иллюстрациями и чрезмерно стилизованными изображениями.
Чем более узнаваемыми будут изображения, рассматриваемые маленьким ребёнком, тем лучше. Именно поэтому комиксы в раннем возрасте тоже исключены.
Не надо фантазировать вместо ребёнка
Многие современные игрушки, даже если они высокого качества, значительно сужают диапазон игр, где их можно было бы применить: их чрезмерная выразительность указывает ребёнку сюжет будущей игры. Ему не нужно фантазировать, чтобы придумать сказочную историю и роль для этой игрушки. Дяди-дизайнеры сделали это за него.
Например, кукла, изображающая повара или героя известного мультфильма сама диктует ребёнку, во что с ней играть, не давая тому свободы выбора. Круг художественных образов и сюжетов, которые он мог бы создать во время игры, значительно сужается. Избегайте таких игрушек, отдавая предпочтение нейтральным образам. Пусть медведь будет просто медведем, а не Мишей из мультфильма о Маше. Потому что завтра, возможно, он на часок превратится в Вини-пуха или дикого лесного зверя.
Лучшим выбором для раннего возраста будут вальдорфские игрушки ― как куклы, так и животные.
Тысяча и один способ детского рисования
А теперь поговорим о том, что нужно сделать, чтобы научить малыша рисовать (не считая работы над зрительными образами). Конечно же, рисовать! Рисовать часто и с удовольствием, используя самые неожиданные сюжеты и необычные инструменты.
Если ежедневное рисование не входит в ваши планы, не стоит отказываться от него совсем ― даже одно-два занятия в неделю принесут заметные результаты. Дети раннего возраста очень любят рисование, а разнообразие техник и материалов превратят его в настоящий праздник для карапуза.
Вы вольны выбирать материалы и техники на свой вкус и можете совмещать их, изобретая со своим маленьким учеником новые способы изображения и создавая невиданные дотоле шедевры.
На чём можно рисовать
- на листах бумаги и картона разной формы, размера и текстуры;
- на полосках бумаги;
- на обратной стороне обоев;
- на оконных стёклах;
- на неоштукатуренных стенах (да здравствует ремонт!);
- на ткани (батик);
- на асфальте и тротуарной плитке;
- фанере;
- на заборе (если хозяева не против, почему бы и нет?);
- на нераскрашенной посуде.
Чем можно рисовать
- кисточками, карандашами, маркерами, шариковыми ручками и фломастерами;
- ватными палочками;
- пальцами, ладошками и босыми ногами;
- трубочками для питья;
- мятой бумагой (оставляем отпечатки);
- марлевым тампоном;
- старыми зубными щётками;
- отжившими своё папиными помазками.
«Детские» краски
Вместо красок можно применять крепко заваренный чай или кофе, свекольный сок и даже насыщенные отвары трав и цветов ― каждый из них имеет свой оттенок. Такие краски безопасны для здоровья и могут быть использованы в работе с самыми маленькими художниками. Покупая готовые краски для малышей, отдавайте предпочтение пальчиковым ― они рассчитаны на то, что ребёнок может попробовать их на вкус.
С ребятами от 2 лет можно практиковать рисование пластилином.
Штампы ― это не всегда плохо!
Наносить изображение при помощи печати ― излюбленное занятие детей любого возраста, а уж малыши от него в восторге. Секрет успеха прост: этот способ рисования не требует навыков, которых так не хватает маленьким художникам.
Штампы для рисования можно купить в магазине ― получится удобно, но скучно. Можно сделать их самим, и тогда увлекательное занятие обеспечено не только малышу, но и вам.
Традиционный вариант ― штампы из картофеля, морковки или ластика. Их вырезают канцелярским ножом.
В ходу у детворы и пластилиновые штампы. Изготовить их просто: делаем из пластилина круглую лепёшку и стеком выдавливаем на ней рисунок. Наносим краску и творим. На выходе имеем прекрасный цветок, снежинку и вообще весьма красивый элемент декора.
Легко сделать штампы из ниток: обматываем толстой пряжей спичечный коробок или деревянный брусок ― и штамп готов. Он оставляет замечательные квадратно-полосатые следы.
Штампики можно использовать для создания отдельных картинок или в качестве дополнения к большому рисунку.
Рисование лимонным соком
Такие рисунки выглядят необычно, а сам процесс напоминает волшебство: беспорядочно наносим на бумагу акварельную краску, а затем капаем на неё из пипетки лимонный сок. «Лимонные» кляксы тут же расползаются по бумаге, осветляя краску и принимая причудливы формы. После высыхания рисунка можно пофантазировать с малышом («на кого похожи пятнышки?»), обвести их фломастером и дорисовать недостающие детали.
Коллективное рисование
Отличный способ помочь ребёнку поверить в свои силы и просто хорошо провести с ним время. Заключается он в том, что взрослый рисует свою часть рисунка (более сложную), а малыш дорисовывает отдельные детали.
Такие работы можно выполнять на больших листах бумаги и даже на длинных полосах (рулон), задействовав любое количество участников. Это может быть пальчиковый рисунок или выполненный в любой другой технике.
Приступая к занятиям с малышом, не забывайте, что главным критерием успешности вашего урока является удовольствие, которое он доставил вам двоим. Относитесь к занятию как к игре, не требуйте от ребёнка слишком многого, и вы получите гораздо больше ожидаемого. Не верите? Попробуйте прямо сейчас!
- Марина Озерова, О детском рисовании