- Что такое умный ребёнок
- 1. Стимулируйте физическое развитие
- 2. Обеспечивайте телесный контакт
- 3. Обеспечьте развивающую среду
- 4. Меньше «клеток»!
- 5. Разнообразьте виды деятельности.
- 6. Подарите чувство безопасности
- 7. Говорите с ним
- 8. Лицом к лицу
- 9. Станьте примером
- 10. Заменяйте развивающие мультики живым общением
- 11. Развивайте эмоциональный интеллект
- 12. Не воруйте у ребёнка детство
- 13. Выбирайте многоцелевые игрушки
- 14. Оставьте ребёнку время на скуку
- 15. Дайте ему проиграть
- 16. Позвольте быть самостоятельным
- 17. Следите за смыслом собственных слов
- 18. Впустите музыку в жизнь малыша
- 19. Следите за режимом
- 20. Делитесь опытом
- 21. Хвалите не ребёнка, а его поступки
- 22. Считайте вслух
- 23. Предоставляйте право выбора
- 24. Меньше запретов
- 25. Прятки — не просто игра
- 26. Говорите на разных языках
- 27. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми
- 28. Избегайте «НЕ» в жизни ребёнка
- 29. Отделите свои несбывшиеся мечты от желаний ребёнка
- 30. Сохраняйте спокойствие
- Ваша любовь
Что такое умный ребёнок
Традиционно сложилось так, что умными считаются дети, достигшие успехов в учёбе. Почему-то никто не интересуется, насколько успешно складывается дальнейшая жизнь отличников, а ведь это и есть главная задача развития детского интеллекта — обеспечить платформу для будущих важных достижений.
Многие профессии, к которым мы готовим ребёнка, исчезнут уже через 10 лет, а 95% школьных знаний уже неактуальны — считает известный психолог Людмила Петрановская.
Развитие ребёнка нельзя заменять заталкиванием в него знаний. Знания усваиваются легко и естественно, когда они интересны, а пользу приносят в том случае, когда им находится практическое применение.
Сейчас интеллектом не считают способность учиться только на пятерки в школе и решать задачки по алгоритмам. Интеллекты могут быть разными, и разные наши способности могут быть в жизни полезны и могут стать опорой какого-то жизненного успеха. Поэтому важно видеть своего ребенка более широко, более целостно, видеть его таланты не только те, которые оцениваются в школе (Л. Петрановская)
Сегодняшнее понятие «умный ребёнок» (который, как надеются родители, в будущем превратится в преуспевающего взрослого) включает не только набор знаний и навыков. Сюда относятся и способность правильно применить эти знания, умение найти контакт с окружающими и сохранить эмоциональное равновесие, чтобы при всей своей успешности ещё и чувствовать себя счастливым, что далеко не одно и то же.
Именно в этом заключается сегодня цель воспитания умного малыша, которое не зависит, вопреки мнению многих родителей, от врождённого педагогического таланта взрослого. И это не везение, нет. И не «от природы способный ребёнок».
Всё гораздо проще: есть несколько правил, помогающих воспитать вашего, без сомнения, талантливого, одарённого малыша настоящим интеллектуалом. При этом, заметьте, физическое здоровье ребёнка не отодвигается куда-то в тень. Образы худосочных близоруких отличников как эталона детского интеллекта остались в прошлом. Поэтому умственное воспитание карапуза начинается с его физического развития и на протяжении жизни тесно переплетается с заботой о здоровье.
Итак, 30 советов-подсказок для успешного взращивания действительно умного и счастливого ребёнка.
1. Стимулируйте физическое развитие
Ментальное развитие следует по пятам за физическим. Чем младше ребёнок, тем это правило действеннее. Начинать можно прямо с рождения: для таких крох существует лёгкий массаж, водные процедуры и специальная гимнастика.
2. Обеспечивайте телесный контакт
Тактильный контакт со взрослым так же важен для развития ребёнка, как и полноценное питание. Ведь теория 8 объятий появилась не на ровном месте. Когда вы обнимаете своего малыша, это провоцирует выработку гормонов счастья — окситоцина и эндорфинов — причём не только у него, но и у вас. В итоге организм реагирует удивительным образом: повышается гемоглобин, укрепляется иммунитет, активизируется работа отдельных участков мозга, отвечающих за познавательную деятельность, творчество и развитие умственных способностей.
И здесь тоже на подмогу приходит массаж: он обладает не менее целебными свойствами. Вот почему не стоит свысока смотреть на знакомое с детства развлечение «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы» — даже оно способно творить чудеса.
3. Обеспечьте развивающую среду
Стараясь не переусердствовать с развивающими занятиями, всё же позаботьтесь о создании условий для развития ребёнка. Предлагайте ему игры по возрасту, читайте книги с красочными иллюстрациями, посещайте интересные места, общайтесь, придумывайте развлечения и позволяйте по возможности участвовать в домашних делах.
4. Меньше «клеток»!
Максимально сокращайте время, которое ребёнок проводит в манеже, детском креслице, ходунках или коляске. Позволяйте ему больше двигаться и изучать окружающее пространство.
5. Разнообразьте виды деятельности.
Пусть это не будут профессионально спланированные занятия, занимающие много времени и сил. Достаточно самых простых развлечений, но чем шире будет их разнообразие, тем лучше.
6. Подарите чувство безопасности
Если эмоциональное состояние ребёнка стабильно, если он спокоен и уверен в том, что его любят и принимают, он активно изучает окружающий мир.
Чувство тревоги, одиночества или незащищённости тормозят познавательную активность, переключая мысли и действия ребёнка на восстановление нарушенной связи со взрослым. Он любым путём старается привлечь внимание родителей, капризничает, стремится к тактильному контакту. Способность усваивать информацию в такие моменты равна нулю. Правило начинает работать с момента рождения: любые «приучения к дисциплине» по принципу «покричит и успокоится» замедляют его развитие.
7. Говорите с ним
Речь — мощный стимулятор развития. Согласно исследованиям психологов, ментальные способности трёхлетних детей, с которыми с рождения беседовали вслух, на 50% превышают возможности тех, которые недополучили речевого общения. Комментируйте свои действия; называя предмет, указывайте на него пальцем, чтобы малыш научился отыскивать его взглядом.
8. Лицом к лицу
Почаще приближайте своё лицо к малышу, позволяя ему хорошенько всмотреться в него. На этот раз подвижная мимика — ваш главный конёк. Распознавание эмоций на человеческом лице — важнейший навык, который не раз пригодится ребёнку во взрослой жизни.
Эмоция — это один из первых способов общения детей с нами (Росс Флом, доцент кафедры психологии и неврологии в Университете имени Бригама Янга)
9. Станьте примером
Невероятная способность детей к подражанию сыграет вам на руку. Заинтересуйте ребёнка чтением, просто читая в свободное время. Займитесь спортом, искусством, увлекитесь здоровым питанием и образом жизни, придумайте себе творческое хобби — это послужит наилучшим стимулом для ребёнка поступать так же.
10. Заменяйте развивающие мультики живым общением
Никакие гаджеты не способны показать ребёнку мир таким, каким он увидит его вживую. Кроме того, мультяшные образы тормозят развитие воображения ребёнка, в отличие от книг с картинками.
11. Развивайте эмоциональный интеллект
По мере взросления ребёнка расширяются и его познания относительно эмоций. Проговаривайте свои эмоции вслух. «Я расстроен, что игрушки разбросаны; мне приятно, что ты выпил молоко» — эти слова учат малыша выражать чувства вслух вместо того, чтобы достигать целей криками и слезами или обижаться, если его желание не учли. Во взрослой жизни этот навык поможет ему избежать конфликтов уже в собственной семье и на работе.
12. Не воруйте у ребёнка детство
Не стоит перепрыгивать через ступеньку в развитии, чтобы «заложить фундамент» будущих школьных знаний. Младшему дошкольнику ни к чему буквы и цифры. Для него это — просто значки, не наполненные смыслом. Гораздо более правильным будет потратить больше времени на игры, развивающие воображение и логическое мышление. А наилучшее средство для этого — свободная игровая деятельность.
Чем больше искусственных занятий, тем меньше у детей есть времени на свободную ролевую игру. А свободная ролевая игра должна быть главным основным занятием дошкольника. Это то, что лучше всего готовит мозг ребёнка к будущей жизни, социализации, к обучению в школе, к изучению абстрактной дисциплины (Л. Петрановская)
13. Выбирайте многоцелевые игрушки
Многие игрушки, производимые сегодня, представляют узнаваемых мультгероев или предметы, полностью имитирующие бытовые приборы. Такие игрушки сами диктуют ребёнку стиль и сюжет игры, не давая права выбора и простора для воображения. Например, пластиковый супергерой не может быть кем-то другим, его история — победа над врагом. Игрушечным утюгом можно только гладить кукольное бельё, вряд ли вы примените его где-то ещё. То ли дело яркие кубики — это и строительный материал, и молоток, и свежие пирожки, и коробочки с новогодними подарками под ёлку... Какой простор для воображения!
Успешный человек — всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение — беспредельно (Альберт Эйнштейн)
Используйте игрушки, имеющие нейтральный характер — пусть это будут просто животные, ни добрые, ни злые (характер малыш придумает им сам), просто машины (он сам превратит их в скорую помощь или полицейский джип).
Игрушки не обязательно должны быть дорогими, главное — оставить ребёнку пространство для фантазии.
14. Оставьте ребёнку время на скуку
По мнению Джулии Робинсон — руководителя образования по подготовке кадров Независимой Ассоциации Подготовительных школ — каждый ребёнок нуждается в передышке. Это время, выделенное на самостоятельные игры, поможет малышу научиться занимать себя. Это пора размышлений и выработки навыков справляться со скукой, которые очень пригодятся во взрослой жизни.
15. Дайте ему проиграть
Ребёнок, не терпящий периодических провалов и неудач, вырастет человеком с заниженной самооценкой. Позвольте малышу пережить проигрыш, будь то обучение катанию на велосипеде или игра с сортером. Поддерживайте его, дайте понять, что верите в его силы. Только тогда малыш вырастет уверенным в себе человеком, умеющим достигать своей цели.
16. Позвольте быть самостоятельным
Оказывайте помощь только в тех случаях, когда ребёнок об этом просит. Не спешите делать всё за него, позвольте проявить смекалку и настойчивость.
17. Следите за смыслом собственных слов
Очень часто родители продолжают воспринимать ребёнка как неразумного младенца даже тогда, когда он прекрасно понимает смысл всего сказанного. Не стоит дискредитировать себя или кого-либо из членов семьи, говоря о них пренебрежительным тоном. То, что сказано сегодня вами в сердцах, ребёнок воспринимает как нерушимую истину. Слова «я такая неумеха» или «не будь ленивым, как дедушка» должны напрочь исчезнуть из вашей жизни. Начать общение в уважительном русле следует уже с того дня, когда тест на беременность показал две полоски.
18. Впустите музыку в жизнь малыша
Музыка — мощнейший двигатель развития интеллектуальных способностей. Как известно, Эйнштейн с удовольствием играл на скрипке — музыка помогала ему собраться с мыслями.
Наука раскрывает неизвестное в Природе, а музыка — в человеческой душе, причём именно то, что не может быть раскрыто в иной форме, кроме музыки. Это два метода познания мира (Альберт Эйнштейн).
На самом деле влияние музыки на развитие математических способностей просто удивительно. И не обязательно вручать малышу в руки скрипку, достаточно для начала почаще включать записи хороших детских произведений и учить топать, хлопать и барабанить в такт всем, что под руку попадётся. Это станет отличным началом Большой Любви к музыке.
19. Следите за режимом
Развитие ребёнка непосредственно зависит от его самочувствия. Полноценный сон и питание — уже половина вашего успеха. Вы можете корректировать режим в соответствии с образом жизни семьи, но общее количество часов сна должно непременно соответствовать возрасту ребёнка.
20. Делитесь опытом
Не пытайтесь предстать перед ребёнком в образе могущественного супермена. Рассказывайте не только о своих победах, но и разочарованиях, если что-то не получилось. Вспомните своё детство. Это будет хорошим опытом для него и научит не пасовать перед трудностями.
21. Хвалите не ребёнка, а его поступки
Слова «ты молодец и умница» — слова ни о чём, отговорки, уничтожающие стремление к выполнению сложных задач. Гораздо правильнее будет сказать: «Эта башня, которую ты построил — она замечательная. Такая высокая, до самого неба!». Это даст ребёнку понять, что результат вам не безразличен, и станет стимулом для дальнейших достижений, в том числе и касательно помощи по дому. Уже 2-летний малыш способен регулярно убирать в ящик игрушки. Поощрение таких действий выработает привычку к порядку.
Осуждать тоже следует действия ребенка, а не его самого: «Это был плохой, злой поступок».
22. Считайте вслух
Любое знание усваивается на «ура», если его постоянно применять на практике. Возьмите за привычку пересчитывать вслух пальчики малыша перед сном или называть количество игрушек, которые он держит в ручках. Это не только познакомит его со счётом безо всяких специальных занятий, но и даст понять, зачем вообще нужно что-либо считать.
23. Предоставляйте право выбора
Даже 5-месячный малыш предпочтёт одну игрушку другой, если вы позволите ему выбрать. Расширяйте свободу действий ребёнка, позволяя по возможности выбрать, что он наденет сегодня — синюю майку или красную, что будет есть — овсянку или гречневую кашку, какую книгу ему прочтут перед сном и т.д.
24. Меньше запретов
Перед тем, как запретить что-либо, подумайте, почему ребёнку этого нельзя. Действительно ли это опасно и вредно для его здоровья, или же дело в сложившихся традициях? Не принято бегать босиком, не принято играть предметами быта и ещё миллион «не положено» и «так никто не делает»?
25. Прятки — не просто игра
Когда вы прячете лицо за пелёнкой, а затем снова появляетесь — ребёнок с облегчением хохочет. Это своеобразная тренировка расставания с мамой на время, подготовка к посещению детсада или новому этапу жизни с няней. Малыш учится понимать, что мама не исчезает навсегда, даже если её не видно. Играйте в прятки с малышом почаще и утверждайте его в мысли, что мама всегда, при любых обстоятельствах возвращается к нему.
26. Говорите на разных языках
Если кто-то из семьи или няня владеет иностранным языком — это превосходно. Пусть общается с малышом на своём языке, и он с лёгкостью его освоит. Это не приведёт к общему нарушению развития речи, как ошибочно считают многие родители. Некоторая задержка будет с лихвой восполнена, когда малыш заговорит сразу на двух языках без каких-либо усилий.
27. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми
Какими бы ни были достижения вашего малыша — всегда отталкивайтесь от того, что было достигнуто ранее. «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера. Завтра будет ещё лучше, я уверен!» — вот правильные слова для поддержки ребёнка. Сравнение с успехами других детей как в позитивном, так и негативном ключе по меньшей мере некорректно.
Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, это тот, кто вы есть сейчас (Зигмунд Фрейд)
Помните: каждый новый запрет порождает желание ослушаться. На одно «нельзя» у вас должно быть три «можно».
28. Избегайте «НЕ» в жизни ребёнка
Старайтесь избегать частицы «не» в своей речи — она плохо распознаётся не только малышами, но и взрослыми. Глупо говорить: «Смотри, не упади с качели» — это негативная установка. Лучше посоветовать: «Держись крепче!». И уж совсем неприемлемо говорить ребёнку: не плачь, не бойся и т.д. Эмоции не подконтрольны ребёнку, это всё равно что сказать ему: «Перестань быть голодным!». Просто помогите малышу справиться с ситуацией — утешьте. Дайте знать, что его чувства — нормальное явление, что вы его понимаете и поможете в любой ситуации.
Вычеркните из лексикона фразы вроде «Не бойся, ты ж мужик», «Не реви, вон какая некрасивая стала» и т.д. Эмоции нужно не заталкивать поглубже в ребёнка, чтобы не видно было, а проговаривать их, искать причины и помогать с ними справиться.
29. Отделите свои несбывшиеся мечты от желаний ребёнка
Спорт и искусство — это прекрасно, если они доставляют удовольствие. Многие родители, мечтавшие в детстве о карьере музыканта или балерины, пытаются реализовать свои мечты посредством собственного ребёнка. Приобщая малыша к какому-либо занятию, прежде всего основывайтесь на его желании.
30. Сохраняйте спокойствие
Дети чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых. Даже если вы переживаете за ребёнка и его успехи, учитесь успокаиваться и держать себя в руках, иначе выполнение пункта № 4 станет невозможным, а это действительно провал.
Ваша любовь
Напоследок — самое важное условие развития ребёнка: ваше умение воспринимать его таким, какой он есть, ценить его и видеть в нём то самое драгоценное зерно, присущее только ему.
Если мы требуем от ребенка все делать качественно, у него не будет шанса стать в чём-то лучшим (Л. Петрановская)
Пусть ему не даётся что-то, а что-то не нравится делать — он имеет право не хотеть. И он не становится от этого хуже. Ваша задача — помочь ему найти то, в чём он преуспеет и будет счастлив. Ваше безусловное принятие и поддержка станут движущими силами на пути малыша к успешной взрослой жизни.