Воспитание музыкой: методики, основанные на музыкальном развитии ребенка

Наталія Ударцева, 4 февраля 2019
Музыка ― мощный инструмент в воспитании, и это давно перестало быть новостью. Однако продолжает удивлять количество существующих методик и систем обучения, основанных на музыке.
Воспитание ребенка музыкой

Становление музыкальных способностей может стать важной ступенью в гармоничном развитии младенца и подспорьем в обучении ребёнку постарше. С помощью музыки формируются даже те умения, которые, казалось бы, никак не связаны с ней ― моторные навыки, счёт и логическое мышление.

Система Дмитрия Кабалевского

В своих занятиях Кабалевский делал упор на эмоциональное восприятие музыки ребёнком, раскрытие творческого потенциала и самовыражение.

Основные принципы, на которых была построена методика, подчёркивали ведущую роль личности ребёнка в обучении:

  • формирование у учеников интереса к искусству и собственных взглядов на явления, происходящие в музыке;
  • ознакомление ребят с различными музыкальными жанрами;
  • обучение творческому подходу к исполнительству, композиторской деятельности и прослушиванию музыки.

 Система Кабалевского предусматривала плавный переход от детсадовских музыкальных занятий, построенных на игре, к более сложным урокам младшей школы.

Как на первом, дошкольном, так и на последующих этапах главными в обучении остаются три жанра — песня, танец и марш. Именно их Кабалевский называл тремя китами в музыке.

Непривычной особенностью занятий в новой системе стал тематизм. Все виды деятельности — прослушивание произведений, творчество, танец и игровые приёмы на каждом занятии объединены единой темой. Она придаёт яркость и живость упражнениям, помогает создавать проблемные ситуации и подталкивает детей к поиску творческих решений.

Методы, разработанные в своё время Кабалевским, используются в обучении детей и сегодня.

Система Карла Орфа

Карл Орф в 1924 году основал школу гимнастики, музыки и танца, где много времени уделял работе с начинающими музыкантами.

Первое, против чего выражал протест Карл Орф — это навязывание детям каких-либо шаблонов. Он стремился познакомить ребёнка со всем богатством музыкального мира, охватывающим как прошедшие, так и грядущие времена со всеми жанрами и направлениями, не ограниченными какими-либо рамками.

Так появилась прогремевшая на весь мир антология музыки для детей в пять томов, которая успешно используется и сегодня — «Шульверк. Музыка для детей».

Говоря современным языком, Орф создал своеобразную интерактивную программу обучения детей музыке. Уверенный в том, что наилучший способ познать что-либо — это попробовать себя в роли творца, автор методики положил в её основу практические упражнения для маленьких учеников.

”На первом месте практика, осознание — после” (Карл Орф).

Орф создал серию пьес, предназначенных для исполнения малышами. Их простота позволяла участвовать в процессе даже самым маленьким исполнителям, а также разнообразить исполнение по собственному вкусу.

Пьесы представляли собой фольклорные мотивы разных народов, и для их исполнения требовался специальный инструментарий, по большей части ― шумовые инструменты.  Приветствовались и ритмические приёмы, используемые детьми без применения инструментов — хлопки, притопы, щелчки пальцами. Малышам предлагалась роль не слушателей и даже не обычных исполнителей, а соавторов.

Помимо пьес, в методику вошли речевые упражнения, задания из области художественной декламации, танцы и рекомендации для педагога.

М.Л. Лазарев: методики "Сонатал" и «Интоника»

Известный российский педиатр стал первым в своей стране специалистом по перинатальному воспитанию (пренапедии). В школе, созданной им на базе московского врачебно-физкультурного диспансера, Михаил Львович применял на практике методику дородового развития при помощи музыки, названную «Сонатал».

Китайцы считают, что человек живет две жизни: первую — до рождения, вторую — после рождения. Метод «Сонатал» — это возможность полноценно прожить «жизнь первую» — дородовое детство, а значит, сделать и «жизнь вторую» более здоровой и счастливой. (М.Л. Лазарев)

Главным инструментом методики является голос мамы — самый привычный и желанный звук для ещё не рождённого и новорожденного малыша. Помимо слушания и пения, в систему вошли гимнастические упражнения для мамы, танцы, рисование под музыку и игра на инструментах.

Начиная с первых дней после рождения малыша и до трёх лет на смену «Сонаталу» приходит «Интоника». Она представляет собой подборку занятий, благотворно влияющих на дыхательную систему, психоэмоциональное состояние ребёнка, а также на развитие образного мышления, моторных способностей, речевых навыков.

В зависимости от возраста ребёнка различаются три уровня занятий, на каждом из которых отдаётся предпочтение тем или иным разновидностям гимнастики, а значит — определённым методам и приёмам:

  • 1-й год жизни — двигательный;
  • 2-й год жизни — сенсорно-эмоциональный;
  • 3-й год жизни — образно-логический.

Взрослый выполняет упражнения вместе с малышом.

М.Л. Лазарев разработал также программу, совмещающую ознакомление ребёнка с музыкой и цветом — «Дитя гармонии».

Сегодня эти программы широко применяются в работе с малышами и будущими мамами в России и за рубежом. Для ребят постарше (от 3 до 6 лет) Лазарев создал отдельную методику — «Здравствуй!», которая также пользуется успехом в детских центрах и садах. Если в первых двух случаях методики построены на основе музыкальных упражнений, то в программе «Здравствуй!» набор приёмов значительно расширяется. Однако ритмические движения, пение и прослушивание музыки остаются неотъемлемой её частью.

Все методики, разработанные Лазаревым, рекомендованы Министерством образования и науки РФ. Сегодня существует созданный на их основе Международный Сонатал-институт, объединяющий педагогов разных стран.

Шиничи Сузуки (Синъити Судзуки)

Автор методики — японский скрипач, вынужденный во время второй мировой войны зарабатывать на хлеб обучением детишек игре не скрипке. Фабрика по производству скрипок, принадлежавшая его отцу, была разрушена. Сузуки, преподававшему до войны в Императорской музыкальной школе, пришлось заняться частным преподаванием. Уже работая со своими первыми учениками, среди которых был и Кодзи Тоёда, скрипач создал собственную систему. Она позволяла обучать игре на музыкальных инструментах с раннего возраста. При этом автор проводил параллель между освоением ребёнком родного языка и умением музицировать.

Несмотря на то, что педагогическому мастерству Сузуки нигде не учился, он достиг в нём немалых успехов. Сотрудничая с другими педагогами (например, Гленом Доманном), автор методики был твёрдо уверен, что каждый ребёнок обладает безграничным возможностями, в том числе и музыкальными — нужно лишь уметь их развить.

"Все дети растут, результат зависит от того, как их растят" (Шиничи Сузуки)

Обучение предусматривает воспроизведение ребёнком мелодий на слух, а знакомство с нотной грамотой переносится на более поздний период. В этом и заключается сходство методики с обучением языку: вначале малыш учится понимать речь и говорить, и лишь спустя годы — читать и писать.

Чтобы научить малыша играть по этому методу, родителям придётся и самим стать для него домашними преподавателями и обеспечить среду, подталкивающую к освоению музыкального искусства. Нередко случается так, что родители приобретают вторую, взрослую скрипку и учатся вместе с малышом. Посещение концертов, выставок, прослушивание произведений также входит в обязательную программу обучения. Вся работа ведётся в позитивном ключе.

В 1997 году была открыта международная Академия Методики Шиничи Сузуки. Сегодня система применяется для обучения детей игре не только на скрипке, но и на других инструментах.

В то же время среди поклонников классической школы бытует мнение, что данная методика научно не обоснована и наносит лишь вред. Несмотря на это, метод Сузуки применяется во многих странах и пользуется спросом среди родителей, хотя стоимость таких уроков выше, чем занятия по классической программе.

Екатерина и Сергей Железновы: «Музыка с мамой»

Изначально созданная для детей от 4 до 6 лет, готовящихся к поступлению в музыкальную школу, методика постепенно была расширена. В неё вошли упражнения и для малышей раннего возраста — песенки, потешки, пальчиковые музыкальные игры, аэробика и многие другие виды деятельности.

Авторы создали множество дидактических пособий, видео и аудиоматериалов в помощь родителям, желающим всесторонне развивать малыша посредством музыки.  Уроки может проводить любой взрослый вне зависимости от того, есть ли у него специальное образование.

Семья Железновых создала также свой сайт, на котором можно связаться с авторами методики и задать им вопрос либо ознакомиться с новинками их продукции.

Заниматься с малышом по данной методике можно и бесплатно, просто включая ему онлайн музыкальные видеоуроки.

Музыкальная азбука Железновых

Эмиль Жак-Далькроз и «Эвритмика»

Эвритмикой была названа новаторская методика, разработанная Эмилем Жак-Далькрозом для детей и взрослых на рубеже XIX и XX веков. В основу системы легли ритмические движения, производимые учениками под музыку.

Сегодня методика, называемая ритмической гимнастикой, настолько прочно вошла в нашу жизнь, что превратилась в нечто само собой разумеющееся. Сложно представить, что когда-то она была новинкой в сфере педагогики.

Методика Золтана Кодая

Автор методики уделял особое внимание певческим навыкам детей. Желая реформировать систему преподавания музыки в школе, он изобрёл метод хорового сольфеджио.

Методика для дошкольников включает несложные игровые упражнения, позволяющие двигаться от простых и конкретных понятий к более сложным, абстрактным. Особое внимание уделялось детскому многоголосому пению и следованию за знаками, подаваемыми педагогом при помощи жестов. Предпочтение отдавалось народным произведениям.

Система получила широкое распространение среди музыкальных педагогов, применявших её элементы в своих авторских программах.

Геза Силвей и «Colourstrings» («Цветные струны»)

Венгерский педагог, во многих вопросах следовавший системе Золтана Кодая, разработал систему, предназначенную для обучения игре на скрипке и виолончели детей от 18 месяцев до 18 лет. При этом принципы оставались одними и теми же на протяжении всего обучения, менялась лишь суть и сложность заданий.

Раздел методики для самых маленьких называется Colourstrings Music Kindergarten. Обучение малышей, представленное в форме путешествия, базируется на использовании визуальных образов и цветовой гаммы. Каждой струне присваивается свой цвет и свой образ.

Сегодня среди музыкальных педагогов методика используется лишь единицами. Чтобы работать по ней, необходимо пройти курс обучения с получением сертификата Colourstrings-педагога. В Украине одним из таких учителей является доктор педагогических наук и основатель киевской музыкальной студии «Музыка — детям!» Екатерина Завалко.

Система Эдвина Гордона

Американский музыкант создал систему обучения музыке малышей от 5-6 месяцев до 5 лет. Работа построена поэтапно, каждый этап зависит от способностей и возможностей ребёнка. Основными видами деятельности детей до 3 лет стали лепет, прослушивание музыки, пение и создание своих произведений без нот.

Автор методики проводит параллель между обучением музыке и освоением речи, как это делал Шиничи Сузуки. Разница состоит в том, что здесь ребёнок является не исполнителем, а композитором.

Сегодня по данной  методике ведётся работа в Институте Музыкального Обучения Гордона. К сожалению, в отечественных детских студиях она не получила широкого применения, хотя её отдельные элементы вполне могут быть использованы в домашнем воспитании и на групповых занятиях.

«Kindermusik» Дэна Пратта

Система, созданная в 1978 году, представляет собой полную подборку заданий и инструментария для занятий с детьми раннего возраста в группах с задействованием родителей. Методика направлена на создание особенной атмосферы в семье, способствующей развитию музыкальных способностей.

Методы и приёмы использовались самые разнообразные — пение танцы, прослушивание волшебных историй, игра на инструментах. Занятия направлены на развитие моторных навыков, грамотности речи, творческих способностей. То есть «Kindermusik» можно назвать общеразвивающей методикой, построенной на музыкальных уроках. Сегодня в школе, основанной Дэном Праттом, учится уже третье поколение маленьких студентов.

«Musikgarten» Лорны Хейдж

Последовательница Дэна Пратта создала в 1994 году аналог его студии в Канаде. Работа школы основана на принципах, характерных для «Kindermusik» и системы Кодая — например, одни и те же песенки в течение многих лет передаются от родителей к детям.

Для своих уроков Хейдж создала подборку инструментов из необработанной древесины. Методика предназначена для работы с детьми возрастом от нескольких месяцев до 9 лет, после чего они готовы приступить к освоению фортепиано или другого инструмента.

Методика распространена в США и Канаде.

«Целенаправленные звуки ранних лет» — Sounds of Intent in the Early Years (SoI–EY)

Авторами методики стала целая группа педагогов и учёных — профессоров Университета Рокхемптона, преподавателей Иствудской детской школы и членов Международного исследовательского центра музыкального образования (iMerc).

Методика предназначена для детей от 6 недель до 7 лет с любым уровнем музыкальных способностей. Гибкая программа позволяет заниматься даже с малышами и подростками с особыми потребностями.

Специальная карта продвижения позволяет без труда отмечать успехи каждого ученика и планировать следующие занятия.

Родителям и педагогам, желающим применять методику на практике, предлагается бесплатный онлайн-ресурс, при регистрации на котором все материалы станут доступными для скачивания.

Методика Сьюзи Дигби

«The Voices Foundation» («Голосовой фонд») — так известный педагог и дирижёр назвала свою программу обучения пению, разработанную для малышей.

Методика основана на принципах системы Кодая и включает обучение пению, танцевальным движениям и сольфеджио детей раннего возраста. Тщательно отобранные песни, игры и упражнения позволяют добиться хороших результатов в разных возрастных группах.

Сегодня методика усовершенствована и применяется даже в начальных школах Великобритании. Она представляет собой  благотворительный проект по подготовке певческих программ для развивающих центров, творческих студий и музыкальных школ.

Как показывает практика, музыкальные занятия положительно влияют на развитие детей даже с проблемами слуха. Следовательно, польза от таких уроков несомненна, остаётся лишь подобрать программу, отвечающую потребностям вашего малыша.

Количество методик, основанных на музыкальном развитии, очень велико. Помимо разработок зарубежных педагогов, следует упомянуть отечественные системы Владимира Кирюшина и Иланы Вин, сочетающие применение музыки и художественного слова в развитии малышей, а также комплексно-волновые уроки Михаила Казиника, методику Шатковского и систему Павла Тюленева.

Как и в случае с общеразвивающими методиками, при выборе музыкальной обучающей программы следует чутко прислушиваться к желаниям ребёнка и избегать крайностей, не идя на поводу у родительского честолюбия. Дорогие родители, помните, что главным условием развития ребёнка является его эмоциональный комфорт.

Видео по теме
Комментарии