Не удивительно, что целый ряд известных методик был создан на основе речевого развития. В нашей статье мы предлагаем ознакомиться с самыми яркими и интересными из них, которые полностью или частично могут быть применены сегодня в домашнем воспитании малышей.
Методика Скребцовой-Лопатиной
Методика стала результатом совместного труда двух талантливых людей — поэта, художника, исполнителя песен Марии Скребцовой и детской писательницы Алеси Лопатиной.
Авторы создали серию обучающих пособий для малышей, основанных на сюжетах авторских сказок. В сборники вошли также стихотворения и игровые занимательные задания, способствующие лёгкому и интересному освоению ребёнком новой информации.
Тематика пособий, предлагаемых авторами, разнообразная: обучение математике, освоение азбуки, знакомство с изобразительным искусством и живописью, развитие логического мышления и т.д. Обучающие тексты представлены в форме увлекательных сказок или стихотворений с тематическими заданиями.
Большинство книг рассчитано на детей дошкольного возраста и младших школьников, но ряд пособий предназначен для самых маленьких: «Вежливые слова», «Забавные зверята».
Книга «Веселые цифры и счет до 10» также может быть использована в работе с малышом, однако при этом следует помнить, что абстрактные понятия сложны для детского восприятия, и для раннего возраста всё же лучше выбрать материал попроще.
Многие задания авторов посвящены нравственному воспитанию, привитию малышу семейных ценностей и бережного отношения к окружающему миру и людям, а также интереса к здоровому образу жизни.
Таким образом, методика частично основана на принципе сказкотерапии.
Через слово — к музыке: Владимир Кирюшин
Талантливый музыкант и педагог посвятил свою жизнь разработке инновационных методик обучения музыке детей всех возрастов. Какое отношение это имеет к речи? Самое непосредственное!
Основой в работе с малышами дошкольного возраста (3-4 лет) стали уникальные сказки-мифы, созданные автором на простом языке, понятном даже самому маленькому карапузу.
Имя Кирюшина было на слуху в Союзе в 70-е — 80-е годы XX столетия.
«Гений!» — восклицали восторженные родители.
«Шарлатан! Дилетант!» — кипели негодованием педагоги.
Сегодня об этой методике мало говорят и ещё реже ею пользуются. Однако это вовсе не значит, что она устарела и оказалась вытеснена с педагогической арены современными, более эффективными программами. На самом деле, система Кирюшина мало кому известна в наши дни лишь потому, что материалы, связанные с ней, довольно сложно найти. Причина вторая: её применение требует особой харизмы от педагога, а это не каждому под силу.
Как ни странно: занималась у него в 3-4 года, а сейчас вспомнила – занятия стоят перед глазами очень четкой и яркой картинкой, могу даже воспроизвести песенки и игры, которыми занимались… (из воспоминаний бывшей ученицы В. Кирюшина).
В то же время, аналогов данной методики практически не существует, и для каждого родителя и педагога она являет собой бесценный клад, которым лишь нужно суметь воспользоваться. Система позволяет за 2-3 года обучения дать ребёнку весь тот теоретический материал, на освоение которого у школьников обычно уходит около 10 лет.
Как утверждал сам автор, целью методики было налаживание взаимодействия двух полушарий мозга — левого и правого.
Я не знаю даже, как это назвать. Эти специальные упражнения были для того, чтобы можно было соединить две части интеллекта: левое полушарие, которое отвечает за слова (Там ребенок поет названиями нот. Это слова. Это вербальность.) и правое полушарие, когда он чувствует музыкальное оформление и представляет его, т.е. воображает и чувствует (В. Кирюшин, FM-интервью).
Долгое время ноты были для дошкольников чем-то сложным и недоступным.
Кирюшин в корне изменил положение, присвоив музыкальным терминам яркие характеры, дав им запоминающиеся имена. К примеру, нота Соль превратилась в бравого Соль-дата, да ещё по имени Гаврила. А всё потому, что буквенное обозначение соль выглядит так: G. И конечно же, эта нотка в методике Кирюшина окрашена в зелёный цвет — цвет мундира.
Музыкальные интервалы разом обернулись удивительными зверями — ласковыми и мелодично поющими или колючими и противно хрюкающими. Сказочная сила слова в сочетании с музыкальными звуками позволили сотворить настоящие шедевры, помогающие обучить музыкальной грамоте трёхлетних малышей. И они обучались ― легко и непринуждённо.
Теперь ребятам не нужно было запоминать скучную теорию, она сама запоминалась во время прослушивания волшебных сказок, созданных для них талантливым сказочником.
Сказать, что методика оказалась эффективной ― значит не сказать ничего. Ученики Кирюшина без проблем поступали в музыкальные училища и другие учебные заведения. В процессе обучения малыши начинали легко овладевать и другими навыками — речью, чтением, математическими умениями.
Для того чтобы "запустить" всю кору головного мозга, необходимо проложить мост между правым и левым полушариями (В. Кирюшин).
Среди бывших «кирюшинцев» сегодня доктора наук, успешные музыканты и педагоги.
К сожалению, жизнь Владимира Кирюшина оборвалась внезапно — в 2001 году он был убит в собственном доме. Далеко не все материалы, созданные им, сохранились до наших дней. Большая часть тех, что выложены в сети, были по крупицам собраны энтузиастами и самими бывшими учениками.
Наибольшей популярностью среди малышей и родителей пользуются следующие:
- Сказка о двух братьях
- «Сказка о длинной и глупой жирафе Октаве и других интервалах»
- «Сказка о мишке Форте»
«Сказочный» метод Иланы Вин
Методика очень похожа на систему, разработанную Владимиром Кирюшиным. Музыкальная теория облекается в форму интересной сказки и таким образом легко усваивается ребёнком. В сравнении с методикой Кирюшина, сказки Иланы Вин более адаптированы для домашнего воспитания.
Логоритмика
Логоритмика основана на тесной взаимосвязи психического развития ребёнка и его моторных навыков. Она включает в себя комплекс физических и речевых упражнений, которые во время занятий объединяются в одно целое. Сюда входят такие упражнения:
- дыхательные;
- движение под музыку со сменой ритма;
- речевые упражнения с музыкальным сопровождением и без него;
- пение;
- придумывание танцевальных движений;
- артикуляционная гимнастика;
- упражнение на развитие внимания и т.д.
Методика появилась на основе ритмической гимнастики, созданной в начале XX века Эмилем Жак-Далькрозом. В 30-х годах ритмика была применена в работе врачом-психиатром В.А. Гиляровским. Заметив положительную динамику у взрослых пациентов психиатрической клиники, учёный решил использовать её и в логопедической работе с детьми.
Сочетание речевых упражнений с движением принесло отличные результаты, и уже к концу 40-х годов логоритмика стала частью комплекса, применяемого в работе с малышами и взрослыми. В 80-х годах логоритмика «доросла» до отдельной науки. Методика была расширена и фактически поделена на несколько направлений, предназначенных для коррекции речи у детей и взрослых с разными типами нарушений.
Логоритмика широко применяется сегодня и на занятиях в детских садах, развивающих центрах, а также в домашнем воспитании. Она отлично себя показала как в работе с малышами, которые только учатся говорить, так и в коррекции речевых нарушений у более старших ребят.
Методика Зайцева
Н.А Зайцев является автором нескольких методик развития и обучения детей, начиная с раннего возраста.
Визитной карточкой педагога стали уникальные наборы кубиков, называемые «кубики Зайцева», при помощи которых дети с ранних лет осваивают чтение и иностранные языки. Педагог разработал также систему раннего обучения математике посредством использования специальных таблиц. Причём обучение ведётся на базе речевого развития, так как всё, что изучается, подлежит непременному проговариванию или озвучиванию в песенной форме.
Основная идея Зайцева заключается в том, чтобы научить ребёнка сначала писать (точнее, выкладывать короткие слова из кубиков), и лишь после этого ― читать. Сами кубики устроены так, что по их внешнему виду и звучанию наполнителя, находящегося внутри, ребёнок может научиться их классифицировать, а значит ― быстро ориентироваться и находить нужный кубик.
Для этого вовсе не обязательно уметь говорить. Напротив ― занятия стимулируют развитие речевых навыков. Таким образом, начинать обучение по этой системе можно ровно в тот момент, когда малыш будет в состоянии держать в ручках кубик.
Система обучения чтению «по Зайцеву» представляет собой расширенный и доработанным метод, который в своё время изобрёл ещё Л. Толстой. Писатель догадался, что гораздо эффективнее было бы учить детей читать «по складам», а не мучить их сложением отдельных букв.
К каждому набору кубиков прилагается ряд дополнительных материалов ― таблицы, инструкции для педагога, аудиоматериалы (так называемые «попевки»). Зайцев создал также и наборы карточек для чтения по своей методике, которые можно приобрести отдельно от кубиков.
Сказкотерапия
Сказкотерапия является одним из самых действенных и безопасных методов психологической коррекции. Первыми целенаправленно использовать сказку как инструмент влияния на личность начали Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг и другие учёные конца XIX века.
Сегодня эта методика широко используется не только в детских садах и центрах, но и многими родителями. Существуют целые интернет-ресурсы, посвящённые терапевтическим сказкам, где можно выбрать материал на любую тему и для любого возраста, начиная с 3 лет. В работе с самыми маленькими эта методика малоэффективна, но знакомые сказки могут использоваться мамой в качестве средства для релаксации малыша и снятия эмоционального напряжения.
Английский для самых маленьких
Одной из самых известных и испытанных методик обучения малышей английскому языку является набор материалов, разработанный И.А. Шишковой и М.Е. Вербовской.
В комплект входит красочная рабочая тетрадь (она же ― учебник), аудиофайлы к каждому уроку и методичка для взрослого. В игровой форме малыш знакомится с английскими словами и грамматическими конструкциями, запоминает устойчивые выражения.
Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. (Петр Капица).
Подробная инструкция для взрослого позволяет проводить занятия в домашних условиях, не имея специального образования. Творческие мамы могут расширять уроки со своим малышом, вводя на своё усмотрение дополнительные элементы игры.
Уроки рассчитаны на детей от 3 до 4 лет. Для более старших ребят авторы разработали похожие методики:
- Английский для малышей (4 ― 6 лет);
- Английский для младших школьников (от 6 лет)
Методика Роны Роуз
Рона Роуз (Наталья Росликова) является автором серии пособий для раннего обучения детей английскому языку. Первый учебник назывался «Английский язык для малышей и родителей» и предназначался для детей от 4 лет.
Пособие, рассчитанное на деток от 3 до 4 лет носит название «Английский для самых маленьких и их родителей» (“English for the little ones and loving parents”).
Эта методика более сложная, чем уроки Шишковой и Вербовской. Кроме того, она требует хотя бы базового знания языка от самого взрослого.
Обзор развивающих методик для малышей ещё раз подтверждает известную истину: всё новое ― хорошо забытое старое. Методы и приёмы в разных системах перекликаются между собой и нередко бывают схожи. Это позволяет родителям и педагогам использовать их, комбинируя наиболее подходящие элементы в своей практике.
Именно так поступила педагог-дефектолог Н.А. Чалкова, объединившая в своих занятиях методику Зайцева и логоритмику.
Её разработки рассчитаны на занятия в группе, но при желании родители могут самостоятельно изменить их и на выходе получатся превосходные логоритмические занятия для малыша, не посещающего детский сад.
Нет ничего хуже, чем воспитывать детей в однобоком ключе: таким ключом не открывается ни одна дверь в этом мире, полном замков и запоров (Борис Кригер ― философ, писатель).
Каждый родитель ― самый лучший и понимающий воспитатель для своего крохи. Не бойтесь пробовать и изобретать. Все методики и материалы ― это лишь орудия, которые можно использовать так или иначе, совмещая с другими или видоизменяя на своё усмотрение. А что выбрать из этого многообразия, ребёнок подскажет вам сам ― следует лишь прислушаться повнимательнее.