Доверяйте малышу: первые попытки принимать решения
Ближе к полутора годам вы можете наблюдать резкий скачок в развитии всевозможных умений у крохи. Он предпринимает попытки делать самостоятельно столько новых вещей, что родители не успевают удивляться. Вместе с тем такой прогресс часто сопровождается непослушанием и попытками сделать всё «по-своему».
Не стоит препятствовать ребёнку в этом ― такая тактика дарит ему навык принятия собственных решений, а это ценный опыт.
Простой пример: малыш, сидя в ванночке, полощет в воде кусок мыла. Мыло выскальзывает из рук, его становится всё меньше, но карапуз наотрез отказывается положить его в мыльницу. Ему хочется, чтобы мыло лежало в игрушечной лодочке, которая слишком мала для этого.
Бесполезно объяснять и уговаривать, что затея обречена на провал, и что мыло в конечном счёте раскиснет в воде. Малышу нужен его собственный опыт ― не следует вмешиваться, если действия ребёнка не несут опасности его здоровью.
«Самостоятельное» меню карапуза
На 17-м месяце жизни ребёнок всё чаще пытается есть сам. У него многое не получается, и после этого маме приходится отмывать не только его самого, но и всю кухню.
Как же поступить, чтобы свести подобные сложности к минимуму, не ограничив при этом стремление малыша к самостоятельности?
Отличным решением будет делать «двойной обед», состоящий из основного блюда и дополнения к нему в виде кусочков, которые малыш сможет брать пальчиками.
Пока карапуз сам собирает по тарелочке мелкие кусочки еды, мама как будто между делом подкармливает его супом или кашей с ложки.
Чтобы выйти из ситуации с наименьшими потерями, в качестве дополнения к основному блюду можно приготовить:
- Отварные овощи кусочками (кабачок, брокколи, картофель, морковь);
- печёную курицу, нарезанную кубиками;
- отварное рыбное филе;
- бобовые (молодой зелёный горошек, отварная стручковая фасоль);
- кубики мягкого сыра.
На роль десерта и на полдник подойдут свежие ягоды и мягкие фрукты (малина, клубника, банан, персик, абрикос без косточки);
Соль и сахар в детском питании
Наличие соли и сахара в детском питании ― предмет многочисленных споров и дискуссий среди родителей. Что же по этому поводу говорят педиатры?
Как утверждает Евгений Олегович Комаровский, сахар в детскую еду класть не нужно, а вот капелька соли малышам, вопреки мнению многих взрослых, необходима. Особенно важно добавлять в пищу ребёнку соль в жаркое время года, когда он потеет, и вместе с потом детский организм в больших количествах теряет натрия хлорид.
Однако, приготавливая обед ребёнку, следует учитывать, что малыши нуждаются в меньшем количестве соли, чем взрослые. Таким образом, нормой для ребёнка будет пища, которая по взрослым меркам заметно недосолена.
Пейте, дети, молоко…
Легко сказать… Но что делать, если ребёнок не хочет пить молоко? В этом возрасте его охотно пьют далеко не все дети.
Если малыш упорно отказывается от свежего молока и молочной каши, не следует его принуждать. Творога и кефира в рационе будет вполне достаточно, чтобы восполнить его потребность в кальции.
Даже если ребёнок отказывается от обычного творога, вы можете приготовить ему творожное лакомство, например ― нежнейший пудинг.
Состав десерта прост: 1 яйцо, перетёртый на блендере творог, по ложке сметаны и манной крупы. Всё смешиваем и запекаем в духовке или микроволновке.
Малышовый сон и страшное слово «регресс»
Многие родители замечают, что к 17 ― 18 месяцам сон ребёнка, уже достаточно налаженный, снова нарушен.
Это очередной регресс сна, через который проходят все дети по нескольку раз в жизни. Первый такой период приходится на 4 ― 5 месяцев, далее ― на 6 месяцев, 9 месяцев, 1 год.
Каждый из кризисов сна приходится на определённый сложный этап формирования психики малыша или связан с особенностями физического развития (например, режутся первые зубки).
Регресс полутора лет совпадает с возрастным кризисом, прозванным среди психологов «мир систем». Природа кризиса заключается в том, что малыш начинает улавливать взаимосвязь между окружающими его объектами и мысленно объединять их в системы.
Например, папа, мама и он сам являются частями системы семьи, а его собственное тело тоже представляет отдельную систему.
Ребёнок увлечённо изучает системы и правила, которые работают в том или ином случае, учится осознавать себя как личность, видеть в себе собственное «Я».
Кроме того, он начинает понимать, что мама, которой нет рядом сию минуту, на самом деле не исчезла навсегда и где-то продолжает существовать. Таким образом может обостриться и потребность ребёнка в ласке, общении с родителями, в тактильном контакте.
Не удивительно, что все эти изменения, происходящие в сознании малыша, влияют на качество сна. Ребёнок становится возбуждённым, плаксивым, может просыпаться ночью в слезах или с удивлением, что вокруг темно и тихо. Дневной сон тоже нередко бывает нарушен.
Бороться с кризисом бесполезно, его нужно просто пережить. В этот период особенно важно как можно чаще доказывать малышу свою любовь тёплыми объятиями и сдержанной реакцией на его капризы и ночные демарши.
Чтобы заново наладить режим сна, постарайтесь придерживаться ритуала приготовления ко сну: купание, привычная пижама, чтение сказки, пение колыбельной, положение штор на окне, место и время укладывания, запахи и звуки, сопутствующие процедуре ― всё это важно для ребёнка и должно оставаться неизменным.
Физические умелочки
Малыш полутора лет от роду ― настоящий живчик. Он редко сидит на месте, ему не до того, слишком много нужно успеть. Он бегает, прыгает, ползает, взбирается куда-нибудь и скатывается обратно, пытается проделывать немыслимые для своего возраста трюки.
Порой ребёнок так усердствует, что у мам-бабушек сердце уходит в пятки: его проделки становятся откровенно опасными.
Многие родители предпочитают оградить малыша от опасностей, попросту ограничив его в движении: здесь можешь побегать, а туда мы не пойдём, и на эту лесенку ― ни-ни! Она высокая, для больших детей.
Не стоит запрещать малышу бегать, прыгать и залезать на возвышения ― это его естественная потребность. Просто продумайте, где бы он мог делать это без угрозы для здоровья.
Возможно, это будут ежедневные визиты на турники и лесенки на детской площадке; возможно, пришла пора приобрести детский спортивный комплекс или оборудовать целую комнату, увешанную канатами и лесенками, с мягкими матами на полу. Решений может быть много, но они преследуют одну цель: позволить маленькому спортсмену становиться ещё проворнее и сильнее.
Развиваем речь
Способность говорить не приходит к человеку ниоткуда. Конечно, малыш осваивает речевые навыки, даже попросту наблюдая за взрослыми, но этого недостаточно для своевременного формирования речи. Для того, чтобы ребёнок учился чему-то новому, ему необходима практика.
Существует огромное разнообразие путей и методов, при помощи которых вы можете развивать практические умения:
- Чтение книг и обсуждение картинок в них («Это курочка. Курочка говорит: ко-ко!»).
- Пение песенок и колыбельных.
- Пальчиковая гимнастика (тут вы убиваете сразу двух зайцев ― обогащаете словарный запас ребёнка и развиваете мелкую моторику).
- Игры собственно на развитие мелкой моторики (с мелкими предметами, крупами, песком, сортерами и т.д.).
- Произнесение названий предметов и их свойств в быту («А вот и наша чашечка. Чашечка у Маши маленькая, синяя.»)
- Проговаривание коротеньких стихотворений, потешек и прибауток.
Как показывает практика, развитие речи ни в коем разе не зависит от того, сколько развивающих мультиков просмотрел ваш карапуз. Самым мощным стимулом говорить для ребёнка является живое общение.
Социальные навыки и эмоции
Как уже упоминалось, на 17-м месяце жизни ребёнок переживает кризис с фантастическим названием «мир систем». Помимо прочих сложностей и изменений, этот кризис несёт с собою временное обострение страха потерять маму, быть украденным, увезённым за сто девять земель.
Или наоборот: малыш боится, что мама уйдёт навсегда, оставив его одного в пустом доме или чужом непривычном месте под названием «ясли».
Привязанность к родителям в этом возрасте настолько велика, что посещение ребёнком детского сада или развивающих занятий без мамы (папы, бабушки) крайне не рекомендуется ― слишком травматично.
Но ситуации бывают разные, да и любой маме просто необходимо периодически оставлять малыша с няней или кем-то из знакомых, и тут вам понадобится вся ваша удача и терпение, чтобы «уйти с миром».
Ребёнку пока непонятно, почему маме нужно уйти. Даже если вы отсутствовали пару часов вчера, а до этого ― на прошлой неделе, каждый последующий уход он воспринимает как главный и окончательный.
Вот тут-то и прячется самый большой камень преткновения: как уйти, не навредив?
Чего только родители не говорят, прощаясь на час со своими чадами: я принесу тебе ням-ням (да не нужно ему ням-ням, у него трагедия ― он матери лишается!), я никуда не пропаду (заверениями не пропадать вы ещё более помогаете ему убедиться, что может быть и иначе ― пропадёт мама).
Наихудший вариант реплики перед уходом: «Будешь плакать ― не приду за тобою!» Это просто взмах топора над хрупкими ниточками детской привязанности. Чтобы одним ударом доказать ребёнку, что его бросают навсегда, и в этом его вина ― ибо плакал, когда нельзя.
Особенно строгими родители стараются быть с мальчиками: «Ну-ка прекрати реветь, ты же мужик!"
Ребёнок учится задавливать в себе эмоции, скрывать их, и вот чудо: уже к двум годам держит себя в руках, полностью осознавая, что в самый трудный момент сочувствия ждать неоткуда. И конечно же, не учится проявлять это сочувствие и в отношении других людей.
Что же делать? Принять ребёнка таким, каким он сейчас стоит перед вами: напуганный, заплаканный и с каплей под носом. Обнять его, утешить и сказать, что понимаете, как не хочется расставаться. Что любите и скоро будете снова дома: только поиграешь с няней (бабушкой) ― и я уже приду.
Ни в коем случае нельзя уходить без предупреждения или стыдить ребёнка за его беспокойство, примешивая к тревоге еще и чувство собственной неполноценности и вины. И конечно же, лучше будет, если вы постараетесь по возможности избегать подобных ситуаций. Этот «юбочный» период ― временное явление, он не требует специальной «закалки» ребёнка или корректировки поведения. Его просто нужно пережить.
Идеальный развивающий центр ― какой он?
Ближе к середине второго года жизни большинство родителей считают своей обязанностью присмотреть для малыша специальные развивающие занятия. Предполагается, что там профессиональные педагоги обучат его всяким малышовым премудростям, с чем самой маме ни за что не справиться.
Развенчаем несколько наиболее распространённых мифов относительно детских клубов:
- «Клуб даёт ребёнку знания, развивает и обучает его». На самом деле задача клуба, когда речь идёт о малышах до трёх лет, ― дать знания и навыки мамам. Занятия должны выглядеть как мастер-классы, после которых родители в течение недели практикуют полученные умения, касающиеся развивающих занятий с малышом.
Детский мозг устроен так, что его способность воспринимать новую информацию зависит от периодичности её повторения, поэтому часовое занятие его только утомит. В возрасте от года до полутора оптимальная длительность занятия составляет не более 5 минут, зато повторять его элементы следует как можно чаще.
Выполнить это на практике может только человек, непрерывно находящийся рядом с ребёнком.
- «Развивающие занятия в детском центре необходимы ребенку для социализации и общения.» Ребёнок этого возраста не испытывает острой потребности в общении с посторонними, даже если это дети. Ему достаточно своего тесного и привычного мирка, а если он необычайно общителен, то игр на детской площадке среди других карапузов будет более чем достаточно.
- «Ребёнок будет развиваться лучше, если обратиться к специалистам». Развитие малыша зависит в первую очередь от эмоционального состояния и количества усилий, которые мама готова потратить на игры с ним. Любые идеи и схемы развивающих занятий вы можете найти в интернете и книгах, поэтому посещения клуба с этой целью совершенно не обязательно.
Кроме того, далеко не всегда клубные занятия ведут квалифицированные специалисты. Часто это оказываются просто студентки педколледжа, не имеющие малейшего опыта работы с детьми.
Справедливости ради следует отметить, что посещение детского центра предоставляет самой маме возможность «выйти в свет», пообщаться с другими мамами и задать педагогу интересующие её вопросы. Кроме того, такие уроки помогают не тратить время на разработку занятий, а идти по предложенной специалистом схеме.
Конечно же, всё это имеет смысл лишь в том случае, если сам педагог достаточно профессионален и в состоянии правильно направлять молодых родителей.
Поэтому, выбирая развивающий центр, предпочтение следует отдать тому, где работа направлена не на проведение занятий с малышами, а на обучение родителей проводить такие занятия дома самостоятельно.
Каждый этап занятия должен сопровождаться пояснениями родителям, «что и зачем» мы сейчас будем делать, а также как это можно сделать еще. Мамам при этом отводится роль не зрителей, а непосредственных участников.