А взгляды на воспитание и обучение подрастающего поколения — это один из тех вопросов, в которых даже самые близкие люди зачастую не могут прийти к общему знаменателю.
Одна мама считает, что последний триместр беременности — это время, когда следует начинать обучение будущего чада языкам; другая — что этот вопрос станет актуален, лишь когда ребёнок научится произносить все звуки родной речи — то есть годам к шести.
А эта вот бабушка свято верит, что до поступления ребёнка в школу не нужно нагружать его науками — у всех должно быть детство. Дед тоже имеет право голоса. Он заявляет, что языки вообще ребёнку не очень-то и нужны. Вырастет — захочет — сам выучит. А пока что спорт важнее.
Заметьте, ни одно из высказанных мнений не лишено здравого смысла. Где же истина? Попробуем разобраться.
Особенности освоения иностранных языков детьми…
Бытует мнение, что дети — лингвистические гении. Что они беспрепятственно вливаются в незнакомую языковую среду и с лёгкостью мыслят на иностранном языке, мало задумываясь о порядке построения слов в предложениях или значении этих слов.
… при полном погружении…
В какой-то мере это так, и если маленький ребёнок и взрослый оказываются в равных условиях в новой языковой среде, то победа в овладении незнакомой речью будет, конечно же, за ребёнком.
Способность детей к изучению всего нового объяснить легко: дети не боятся ошибиться. Для них жизнь пока остаётся простой и понятной штукой.
Ребёнок гораздо быстрее освоит компьютер, чем пожилой человек, хотя бы потому, что понятия не имеет, сколько этот компьютер стоит. Он не боится сделать что-нибудь «не так» и сломать ценную вещь.
Ребёнка не тревожит, что его засмеют за его акцент и корявую грамматику, потому что он не знает, что такое акцент и грамматика. Он просто самозабвенно подражает окружающим и преуспевает в этом.
Другое дело, что, оказавшись в чужой стране, малыш может тяжелее переживать стресс, связанный с переменой внешних условий и языка. Некоторое время он будет казаться растерянным и «отставать» в знакомстве с языком даже от старших братьев и сестёр. Однако наступит момент, когда он заговорит на чужом языке так же свободно, как на родном. И зачастую это случается довольно резко.
… и без погружения
Способность детей к изучению языков подталкивает многих родителей начинать обучение малыша чуть ли не с пелёнок, перемежевывая родную речь с иностранной во время игр и общения в быту.
Несмотря на кажущуюся простоту, этот метод довольно эффективен, особенно если используется ежедневно.
Карапуз активно накапливает иностранный словарный запас так же, как он делает это в отношении родного языка.
Придёт время — и некоторые знакомые слова всплывут в памяти, если у мамы хватит настойчивости не забросить обучение до лучших (то есть старших) времён.
Языки в дошкольном возрасте
Совсем иначе обстоят дела с ребятами, перешагнувшими рубеж трёхлетнего возраста, то есть дошкольниками. В этот период большинство детей уже вполне сносно владеет родной речью. Окрылённые успехами чада, родители не без основания полагают, что можно бы приступить и к более серьёзному знакомству с заморскими языками.
Учитывая, что самый «восприимчивый» к новым знаниям возраст человека припадает на первые шесть лет жизни, несложно догадаться, что лучшим временем для начала уроков иностранного языка будет тот самый период — от трёх до шести лет.
Если поразмыслить — золотое время для иностранной болтовни: основы родной речи уже сформированы, а до скучной грамматики нам ещё далеко, потому как писать-читать нам ещё рано. Как у Антошки — это мы не проходили… Но что же делать родителям малышей, не достигших этого золотого возраста? Неужели сидеть сложа руки? Конечно же, нет!
Зачем нужно изучать иностранный язык с ребёнком
Итак, ваш малыш пребывает в возрасте, определяемом педагогами как ранний — то есть ему не исполнилось трёх лет. Или уже исполнилось, но до четырёх вы пока ещё явно не дотягиваете. И тянуться вам еще как минимум полгода.
Что может сделать мама сейчас, чтобы обеспечить ребёнку надёжную платформу для изучения иностранного языка в будущем?
- пробудить в нём интерес к изучению языков, дав понять, насколько это занятие может быть интересным и увлекательным.
- ранний возраст — самое время накапливать словарный запас, и это относится не только к родному языку ребёнка, но и к иностранным;
- вы можете научить его… учиться! То есть постепенно знакомить малыша с секретами и приёмами освоения незнакомой речи.
Зачем это нужно ребёнку? Ответ прост: затем же, зачем и любому другому человеку — школьнику, студенту, взрослому. Для того, чтобы в будущем освоение новой информации, связанной с изучением языков, давалось ребёнку проще и быстрее.
Даже если успехи малыша в обучении пока не заметны, в будущем они непременно принесут свои плоды.
Конечно же, обучение в раннем возрасте движется немного иными темпами, чем в дошкольном. Например, освоение материала, который ребёнок раннего возраста осилит за полгода, у пятилетнего карапуза может занять вдвое меньше времени. Это относится практически к любой учебной деятельности, но вовсе не означает, что обучение ребёнка младше трёх лет — пустая трата времени. Наоборот: если вам удастся тесно переплести занятия с играми и повседневными делами, в более старшем возрасте малыш будет иметь солидный запас знаний, значительно облегчающий обучение.
Как это сделать?
Существует два основных условия — остальные не столь уж важны.
Во-первых, чтобы начать обучение, мама или папа сами должны неплохо знать язык, которому желали бы обучить ребёнка.
Во-вторых, меньше всего ваши занятия должны быть похожи на… занятия.
В игре
Не забывайте, что у малышей память и внимание носят непроизвольный характер, поэтому любое обучение должно иметь форму игры, и весьма желательно, чтобы она побуждала ребёнка к движению или любому другому действию.
В движении новая информация усваивается ребёнком гораздо более успешно, чем в состоянии покоя.
Например, кто из нас, держа годовалого малыша за ручки, не пробовал, играя, имитировать «гигантские» прыжки ребёнка: «Прыг-скок!»? А что, если употреблять во время этого развлечения английское словечко: «jump»? Регулярно повторяясь, оно прочно войдёт в словарь малыша.
Играя с ребёнком в игрушки, ненавязчиво называйте их, используя иностранные слова. Очень скоро для малыша станет нормой, что во время игры с мамой следует говорить на английском, немецком или каком-то другом, не совсем привычном языке.
В быту
Старайтесь как можно чаще общаться с ребёнком на иностранном языке в быту. Так часто, чтобы этот язык перестал казаться ему чужим. Пусть он станет разновидностью своего, родного языка. Используйте одни и те же фразы за обедом или собираясь на прогулку: «Bon appetite!» («Приятного аппетита!») или «Let's go for a walk!» («Пойдём на прогулку!»).
Таким образом, самый короткий путь к успешному освоению малышом иностранной речи — это не учёба как она есть, а практическое использование определённых слов и фраз. Вы с ним будто бы делаете прыжок, оставляя скучное заучивание позади и сразу переходите к практике. И чем она, эта практика, будет активнее — тем скорее вы увидите результаты.
Не пугайтесь, что ребёнку незнакомы многие слова: очень быстро малыш их запомнит, и они станут простыми и понятными для него.
В искусстве
Как и в случае с родным языком, песенки и простенькие стихотворения станут для вас отличным подспорьем в обогащении словарного запаса малыша. Декламируйте рифмовки и потешки на иностранном языке, пойте колыбельные — это непременно принесёт положительный результат.
Центры раннего развития и студии иностранных языков
Вы действительно верите, что в таких центрах работают могущественные маги, которым стоит взмахнуть волшебной палочкой — и вся группа, состоящая из тоддлеров, дружно заговорит на незнакомом языке? Пожалуй, такое даже волшебникам не под силу!
Центры раннего развития существуют в первую очередь для того, чтобы давать мамам направление, в котором им следует двигаться, занимаясь с ребёнком дома. Педагог на практике показывает, как правильно проводить развивающие упражнения и игры, чтобы после родители могли повторить их с малышами самостоятельно.
Занятия в таких центрах проводятся, как правило, 2 — 3 раза в неделю. С ребёнком раннего возраста рекомендуется заниматься (то есть играть в развивающие игры) как можно чаще в течение дня по 5 — 10 минут. Только тогда от посещения занятий будет прок.
Поэтому, записавшись на развивающие занятия, в частности по обучению иностранному языку, не стоит ожидать, что педагоги возьмут на себя все тяготы воспитания вундеркинда. Лучше приготовьтесь к тому, что теперь нагрузка на взрослых в вашей семье увеличится, но обучение при этом станет продвигаться более планомерно.
Двуязычные семьи
Это, пожалуй, самый удачный и верный способ помочь ребёнку с колыбели овладеть сразу двумя языками. Если папа и мама будут общаться с малышом на разных языках, в конце концов он одинаково легко заговорит на обоих.
Чаще всего детки из таких семей позже начинают говорить, чем нередко огорчают и беспокоят родителей. Не стоит переживать по этому поводу — это вполне нормально, что человеку выучить два языка сложнее, чем один. Даже для взрослого это представляется нелёгкой задачей, что уж говорить о двухлетнем карапузе!
Чего нельзя делать
Ни в коем случае нельзя принуждать ребёнка делать что-либо, что касается его обучения. Не настаивайте на своём, если малыш отказывается повторять за вами слово или фразу, не вынуждайте его терпеливо рассматривать обучающие картинки и слушать вашу иностранную речь. Любое принуждение вызывает лишь отторжение и неприятие. Лучше постарайтесь ловко, как будто между прочим, ввернуть новое слово во время игры или прогулки и повторите его в течение дня несколько раз. Это принесёт гораздо большую пользу, чем целенаправленное заучивание.
И самое главное правило: делайте всё с удовольствием и в хорошем настроении. Если с утра день не задался, лучше устройте себе и карапузу выходной, отменив занятия, требующие от вас усилий воли. Ваше сегодняшнее настроение передаётся ребёнку, и от этого будет зависеть, насколько охотно малыш примет участие в обучающих играх завтра.