Физическое развитие и умения
Если карапуз ещё не ходит самостоятельно, значит, это случится в ближайшее время. Некоторые малыши продолжают придерживаться во время ходьбы за руку взрослого до полутора лет. Это не значит, что навыки ходьбы ещё не развиты — просто ребёнок может вести себя излишне осторожно.
Как поступить в таком случае? Просто проявить терпение. Самое худшее, что вы можете сделать в этой ситуации — усадить карапуза в ходунки. Сей девайс способен отбить охоту ходить даже у того ребёнка, который готов вот-вот пойти самостоятельно.
Хорошим решением будет приобрести ходунки-толкатель, за который малыш может придерживаться во время ходьбы, но держать равновесие при этом он будет сам.
Кризис первого года ― что за штука?
Вспомните, как часто можно услышать от бабушек и мам: был такой хороший мальчик (славная девочка), а теперь ― как подменили ребёнка!
Этот кризис рано или поздно переживают все малыши в возрасте от 9 до 18 месяцев. Считается, что его основная причина ― навык ходьбы, которым малыш овладевает в этом возрасте, однако это не совсем так.
Такое поведение связано с тем, что нити психологической привязанности между мамой и ребёнком в этом возрасте начинают потихоньку ослабевать. Конечно же, они по-прежнему остаются очень прочными и будут оставаться таковыми долгие годы. Но период «донашивания», длящийся на протяжении всего времени, когда малыш не способен передвигаться самостоятельно, подошёл к концу. И конечно же, умение ходить в немалой степени способствует этому. Карапуз слезает с материнских рук и видит мир совсем по-другому. Он уже не младенец, который может просто спрятаться ото всех, уткнувшись носом в мамино плечо. Он практически самостоятельный человек, которому предстоит твёрдо встать на свои ноги и продолжать изучать мир вот так ― почти без мамы. Это очень сложно: психологическая нагрузка растёт, выливаясь в слёзы и капризы, попытки доказать своё мнение, не умея говорить, и бурный протест.
Помимо этого, ребёнок после года становится гораздо менее общительным, и даже к знакомым людям относится с прохладцей: он научился чётко делить человечество на «своих» и «чужих». Если полугодовалого малыша легко можно было вытащить из коляски и тетешкать в своё удовольствие, то с тоддлером это не пройдёт.
Со стороны родителей будет большой ошибкой стыдить малыша за нежелание общаться с кем-либо, помимо самых близких людей. Такое поведение издревле заложено в ребёнке природой, и его задача ― предотвратить попытки чужаков похитить дитя из колыбели. Заметив опасность, ребёнок должен кричать и изворачиваться, призывая на помощь «своего» взрослого. Заметьте, на помощь, а не для бессмысленных упрёков в том, что «так вести себя некрасиво».
Избирательность в привязанностях ― абсолютно нормальная вещь для ребёнка этого возраста, даже если это поведение может показаться оскорбительным для бабушки или другой родственницы, приехавшей в гости.
Как бороться с детскими истериками в период кризиса? Лучше всего ― никак. Ребёнок, пребывающий в таком эмоциональном состоянии, не способен трезво реагировать на какие-либо воспитательные приёмы. Если «это» уже случилось, вам остаётся лишь одно: прижать дитя к себе покрепче и утешить.
А вот предотвращать такие истерики ― отличное решение. Старайтесь избегать ситуаций, в которых конфликт может достичь подобного накала. Малыши в этом возрасте достаточно предсказуемы, и внимательным родителям будет не так уж трудно обойти острые углы в общении с ребёнком, если они постараются.
Очень важно в этот период сохранять эмоциональную близость с малышом. Не отказывайте ему в ласке, даже если вы немного заняты. Если во время прогулки у мамы нет возможности понести ребёнка на руках, а он просит об этом, не желая сидеть в коляске, ― значит ему нужна ваша близость здесь и сейчас. Выходом будет остановиться на минутку и крепко обнять малыша. Постояв так какое-то время, он наверняка успокоится и согласится сесть в коляску.
Ступеньки в развитии
Развитие ребёнка происходит не ровно, а скачкообразно, и на примере «годовасиков» это видно особенно хорошо. Порой ребёнок становится непомерно требователен и вспыльчив. Как правило, после нескольких дней таких испытаний усталую маму ждёт награда: карапуз покоряет какой-нибудь, ранее недоступный ему, навык.
Это может быть резкий скачок в развитии речи, или вдруг малыш начинает попадать кисточкой по небольшому листу бумаги во время рисования ― серьёзное достижение на 13 месяце жизни!
Очень важно в такой период проявить максимум терпения, поддерживать ребёнка и отнестись к его поведению с пониманием ― ему в такие моменты гораздо сложнее, чем вам.
Хозяин в доме
Несмотря на то, что овладение ходьбой занимает важную часть жизни вашего крохи, он всё же продолжает вполне успешно изучать окружающий мир и ползком. Теперь гораздо сложнее спрятать от него что-либо, так как он легко встаёт на ножки, поднимается на предметы мебели, заползает под них и забирается внутрь.
Пришло время ещё раз пересмотреть меры безопасности, которые были приняты ранее, и подумать над новыми способами уберечь ребёнка от беды. Например, оклеить углы мебели мягкими накладками и установить фиксаторы на двери и ящики шкафов.
Игрушки и забавы
Игрушки для малыша не обязательно должны быть дорогими ― дети этого возраста любят играть с простыми, понятными вещами: коробки с шумяще-гремящим содержимым, безопасные бытовые предметы, пакеты и бумажные обёртки. Такие предпочтения очень на руку мамам и папам, которые могут изобретать новые развлечения для малыша хоть каждый день.
Едим с удовольствием и пьём с пользой
Чтобы научить малыша есть самостоятельно, вам придётся запастись терпением. Такие попытки на 13 месяце жизни ребёнка ― это много грязи и мало толку, но они очень важны для его развития.
Большая часть еды окажется размазанной по столу и разбросанной вокруг. Что-то из предложенного не понравится малышу на вкус и будет выброшено за борт. Однако следует учитывать, что ребёнку порой нужно попробовать новое блюдо несколько раз, прежде чем он согласится с удовольствием его есть. Поэтому старайтесь разнообразить меню карапуза, предлагая одни и те же продукты в разных вариациях и в составе разных блюд.
Не стоит пресекать попытки ребенка есть самостоятельно, так как это желание не останется с ним навсегда. Может наступить день, когда родители решат, что ребёнку пора начать орудовать ложкой и самому, но малыш не воспримет эту новость с энтузиазмом, так как нужный момент будет упущен.
Важность кормления грудью по достижении ребёнком годовалого возраста перестаёт быть вопросом полноценного питания и переходит в разряд вещей, имеющих в первую очередь психологическое значение. Однако это не делает грудное молоко менее полезным в плане обеспечения малышу иммунитета, и, если вы всё ещё кормите, хорошим решением будет продолжать это делать.
Что же касается питья, то очень желательно сладкие растворимые чаи и соки заменить чистой водой. На крайний случай подойдёт компот без сахара или травяной отвар.
В начале второго года жизни малыш ещё не способен хорошо вычистить зубки самостоятельно и в то же время редко позволяет делать это взрослым. Чтобы избежать кариеса, следует внимательно отнестись к гигиене рта: почаще давать ребенку чистую воду, в частности ― после кормления. Вода омывает ротовую полость, снижая риск развития кариеса.
Также не следует позволять малышу засыпать с бутылочкой смеси или каши ― остатки еды во рту точно не способствуют здоровью зубов. Кстати, ночным кормлениям тоже пришла пора положить конец, если вы этого ещё не сделали.
Речь
Не стоит ожидать, что после года ваш малыш удивит вас красноречием. Однако определённые сдвиги в овладении речью вы непременно ощутите. Даже если это будет не произношение слов, а понимание ваших фраз, обращённых к ребёнку ― это уже прорыв.
Задача родителей состоит в том, чтобы всеми силами способствовать обогащению детского лексикона ― как активного, так и пассивного.
Читайте и рассказывайте ребёнку сказки, пойте песни и колыбельные, играйте в сюжетные игры. Да-да, сюжетные игры в этом возрасте у малышни в большом фаворе! Речь идёт о простеньких сюжетах ― «кукла кушает», «машина едет», «дождик капает: кап-кап».
Учите малыша звукоподражанию, поощряйте его попытки петь, развивайте мелкую моторику ― это всё положительно влияет на развитие речевых способностей.
Образца не существует
Развитие каждого ребёнка происходит индивидуально, в свой срок и по своему собственному сценарию. Существуют лишь общие, довольно размытые рамки, на которые следует ориентироваться, но и они не могут служить эталоном, когда речь идёт об отдельно взятом малыше.
Порой родителям может казаться, что вот уже на протяжении нескольких недель они не наблюдают никаких изменений, ничего нового не происходит, но на самом деле это не так. Мозг ребёнка готовится взять новую высоту ― только и всего.
Поддерживайте кроху в его желании изучать окружающий мир ― это наилучшее средство, стимулирующее его развитие. Старайтесь по возможности разнообразить его занятия и предметы, которые попадают к нему в ручки (не забывая о мерах безопасности, конечно).
Уважайте мнение и желания маленького человека, старайтесь считаться с ними, и он вырастет интеллектуально развитым и эмоционально уравновешенным взрослым.