Бонус от государства
Существенный плюс британских детсадов (nursery) заключается в их относительной доступности. Почему относительной? Потому что посещать государственный садик малыши могут лишь с двух лет, в то время как отпуск по уходу за ребёнком здесь длится всего 9 месяцев.
Если мамочка не желает потерять рабочее место, родителям приходится выходить из положения самостоятельно. И когда под рукой не оказывается бабушек или дедушек, согласных присмотреть за малышом, вариантов остаётся всего два: либо нанять няню, либо воспользоваться услугами частных яселек.
И то, и другое обходится недёшево. Поэтому, если оклад не превышает стоимости детсада, женщины по истечении 9 месяцев после рождения ребёнка увольняются с работы.
Согласно данным британских благотворительных организаций Daуcare Trust и Save the Children, на дошкольное образование англичане тратят приблизительно треть семейного бюджета
Частные ясли и детсады стоят от 11 до 20 тысяч фунтов в год. Например, один день пребывания в лондонском частном саду стоит около 80 фунтов. В других городах цены, конечно же, ниже. Принимают в такие заведения с 3 месяцев.
Ситуация меняется, когда карапузу исполняется 3 года. Начиная с этого возраста, каждая мама может рассчитывать на 15 часов пребывания малыша в детском саду за счёт государства. Тогда как американские родители платят немалые деньги за дошкольное образование детворы, здесь бесплатные часы положены всем детям без исключения — даже тем, чьи родители проживают на территории страны нелегально.
Государственный или частный?
Выбор между государственным детским садом, прикреплённым к школе, и частным заведением, встаёт только перед о-очень обеспеченными родителями. Даже при учёте 15 часов, «подаренными» государством, оплатить оставшиеся часы пребывания в таком садике не всегда под силу даже вполне зажиточным семьям. А посещение малышом детсада всего 15 часов в неделю не устраивает владельцев частных учреждений — удерживать место за малышом для них экономически невыгодно.
Поэтому большинство английских ребят до трёх лет остаются с мамой дома, а после — идут в государственный детсад, который нередко бывает прикреплён к школе и является её своеобразной «стартовой площадкой». Преимущество такого «единства» — отсутствие хлопот с поиском школы и поступлением в неё.
Недостаток заключается в практически школьном режиме работы такого сада: часы пребывания здесь детей совпадают с уроками, то есть заканчиваются около 15.00, а во время школьных каникул группы бывают закрыты, как и учебные классы.
Многие детские сады в Англии располагаются в зданиях церквей или небольших особняках — к помещениям детских учреждений здесь нет строгих требований
В 4 года малыши отправляются в школу, чаще всего в ту, к которой прикреплён их садик, чтобы пройти годовой подготовительный курс — «reception». Ещё через год они станут школьниками.
Рейтинг садов и школ
Выбирая школу и детский сад для ребёнка, родители чаще всего руководствуются не только удобным расположением и отзывами знакомых. Организация Ofsted инспектирует школы и детсады по всей территории страны, составляя на основе проверок их рейтинг. Лучшей оценкой является «Outstanding», после неё идёт «Good», что тоже считается очень здорово.
Государственные детсады подлежат обязательной инспекции, частные — по желанию. Хорошая оценка даёт владельцу явные преимущества над конкурентами.
Почему английские мамы не любят рожать в сентябре?
Учебный год в Англии начинается в сентябре. В государственный детский садик могут попасть лишь те дети, которым на 1 сентября исполнилось 3 года. Даже если день рождения у малыша 2 сентября, придётся ожидать своей очереди ещё целый год — таковы правила.
Зная эту досадную особенность бюрократической системы, многие английские мамочки стараются планировать беременность так, чтобы дата родов выпадала на летние месяцы. Тогда им не придётся лишний год сидеть с малышом дома, дожидаясь очереди в садик.
Приём в детский сад
Стандартный алгоритм устройства ребёнка в государственный садик при школе начинается с подачи родителями заявления в саму школу, расположенную в его районе (borough). При этом заявление может быть не одно — чем больше школ рассмотрит вашу заявку, тем больше у вас шансов найти для ребёнка подходящий детсад.
Заявление подаётся в тот год, когда ребёнок достигает трёхлетнего возраста, приблизительно в феврале.
По истечении установленного срока родители получают письмо с ответом школьного руководства о приёме ребёнка в сад. Им могут быть предложены разные варианты — пребывание ребёнка в саду неполный день, оплаченный государством (те самые 15 часов) и полный день (с 9.00 до 15.30).
На бесплатный полный день имеют право лишь льготные категории граждан европейского происхождения.
Если условия приёма малыша в сад устраивают родителей, те должны в срок сообщить об этом школьному руководству.
До начала занятий воспитатели могут зайти в гости к будущему воспитаннику, чтобы поближе познакомиться с ним и родителями. Хотя учебный год начинается 1 сентября, дата первого посещения детсада у каждого малыша своя. Чтобы им было легче адаптироваться, воспитатели принимают «новеньких» постепенно, избегая таким образом наплыва плачущих карапузов.
Игровые группы
Рlaуgroups — хороший вариант для тех родителей, чей ребёнок по каким-то причинам не посещает детский сад. Большая часть ребятишек в них — малыши от 2 до 3 лет. Они приходят в группы с родителями, играют и общаются. Персонал состоит из медсестёр и волонтёров —квалифицированных педагогов здесь встретить сложно. Это не государственные организации и часто существуют на благотворительных началах.
Главная цель игровых групп — социализация ребёнка перед поступлением в детский сад или школу.
Странности режима
Многие вещи, обычные для английского детсада, кажутся странными нашим соотечественникам. Например, для детишек старше года в детсадах отсутствует тихий час. Младенцы спят в кроватках, но не всегда у каждого есть своя. Раздеваться на время тихого часа не положено — дети спят в том, в чём играли. Если, устраивая малыша в сад, вы подчеркнёте, что вашему ребенку необходим дневной сон, вам предоставят коврик в игровой комнате и объяснят, что на нём в любое время можно прилечь и отдохнуть.
В этой же игровой комнате детвора принимает пищу. Горячие обеды, как и во многих других детсадах мира, здесь не приняты. Питание чаще всего ограничено запечёнными или отварными овощами, соками, печеньем. Встречаются в меню также бургеры и картошка фри. Некоторые дорогие частные сады располагают собственными кафе, предоставляющими малышам здоровую органическую пищу, но пребывание в них стоит невероятно дорого.
Английский детсад изнутри
Дошкольные учреждения Великобритании отличаются не только программами, но и составом персонала. В зависимости от типа учреждения и возраста детей, здесь приходится от 8 до 30 ребятишек на 1 взрослого.
В детском саду с малышами работает педагог дошкольного образования или воспитатель (эти специальности здесь отличаются сроком обучения и уровнем квалификации). Педагогу или воспитателю положен помощник, который называется, соответственно, ассистент педагога дошкольного образования или ассистент воспитателя.
В игровой группе нет воспитателя, но есть руководитель группы с помощником.
В учреждении, где количество детей невелико (до 50) разделение на группы может отсутствовать, но даже если это не так, группы зачастую разновозрастные. Исключение представляют лишь малыши до года — их не смешивают со старшими ребятами. Количество детей вдетсаду редко превышает 80 человек.
Помещение групповой комнаты разделено на зоны, где малыши могут заняться разными видами деятельности — конструированием, играми с водой и песком, рисованием, игрой на детских музыкальных инструментах и т.д.
В Великобритании широко распространена система Монтессори
В младшей школе и детсадах, работающих полный день, дети получают бесплатный ланч. В некоторых из них существует тихий час.
Количество занятий в садиках, как и разнообразие учебных программ, не ограничено. Это объясняется во многом дороговизной услуг: многие дети посещают сад не регулярно, большинство приходит лишь на несколько часов в день. В таких условиях сложно говорить о строгой организации учебного процесса, как это принято в садах, где дети проводят 5 полных дней в неделю.
Однако развивающие занятия и игры обязательно проводятся, как и прогулки и беседы с детьми. Сразу несколько педагогов одновременно общаются и играют с малышами, направляя процесс в нужное русло. При этом каждый ребёнок закреплён за определённым взрослым — наставником, ответственным за его успехи и благополучие. Получить ответы на интересующие вопросы о том, как малыш провёл день, родители также могут у наставника.
В дошкольных учреждениях практикуются следующие виды деятельности:
- чтение книг вслух и обсуждение прочитанного;
- дидактические игры на свежем воздухе и в группе;
- подготовка праздников и представлений для родителей;
- приготовление несложных блюд в микроволновке;
- совместная с педагогами уборка помещения;
- экскурсии на природу, прогулки по городу и посещение интересных мест — музеев, библиотек, центров садоводства и т.д.
Санитарные нормы
К вопросам детсадовской санитарии в Англии относятся гораздо проще, чем в постсоветском пространстве. Здесь не принята сменная обувь, дети играют в группе в уличной или вовсе босиком, на улице — в лёгких курточках нараспашку, не боясь простыть.
Небольшой насморк, кашель и даже слегка повышенная температура — не повод оставаться дома, детей принимают в сад без медицинских справок.
Уроки дисциплины для родителей
Англичане заботятся о безопасности малышей, поэтому ребёнка из детсада могут забрать лишь родители. Если мама отправила за малышом бабушку, та должна сказать воспитателю секретный пароль, и только тогда ей отдадут внука.
За опоздание или необоснованный пропуск полагается штраф. О намерении сделать перерыв в посещении сада родители обязаны заранее в письменном виде уведомить об этом руководство.
Программа-руководство для базовой ступени
Для садиков, получающих полное или частичное государственное финансирование — как частных, так и государственных — с 2000 года существует единая общепринятая программа. Она предусматривает проведение воспитательной работы в следующих направлениях (областях):
- развитие личности, эмоциональных и социальных навыков;
- развитие речи и обучение родному языку;
- формирование математических навыков;
- физическое развитие;
- знакомство с окружающим миром;
- творчество.
Программа была разработана британскими педагогами и направлена на совершенствование процесса дошкольного обучения, но уже через 2 года превратилась в национальный куррикулум дошкольного образования, регламентируемый законодательством.