Впрочем, оставаться дома малыш может и до 9 месяцев, пока не истечёт срок предоставленного государством декретного отпуска.
Интересно что первые полгода декрета принадлежат маме, а на оставшиеся три месяца она может уступить место папе — здесь приветствуется родительское равноправие. При этом равноправие между полами в Дании относится не только к родительству, но и к самому дошкольному воспитанию. Воспитателей-мужчин здесь не меньше, чем женщин.
Садики работают без каникул, закрываясь лишь на выходные и в праздничные дни, с 7 утра до 5 или 6 часов вечера. В яслях на каждого взрослого приходится по 4 малыша, в детсадовских группах — больше.
Дошкольные учреждения могут быть нескольких типов:
- Ясли для малышей от 6 месяцев до 3 лет;
- Собственно, детские сады для дошкольников до 3 до 6 или 7 лет;
- Садики, где присутствуют группы всех возрастов;
- Группы по присмотру за детьми.
Стоимость пребывания ребёнка в детском саду не маленькая, но в неё входит всё — от поездок в цирк до затрат на организацию детских праздников. Место в яслях в месяц стоит около 1500 евро, а в детском саду — 900, при этом большую часть этих сумм оплачивает местная власть (если речь идёт о государственном детском садике, конечно).
Если семья затрудняется выделить нужную сумму, она может обратиться за помощью в коммуну и получить скидку на детсад до 50%.
Права ребёнка — превыше всего
С самого рождения датских карапузов приучают к мысли о неприкосновенности их прав и в то же время о необходимости соблюдения определённых правил, обязательных для всех. Например, во время езды на велосипеде даже сидя в удобной перевозке ребёнок надевает защитный шлем, как и взрослый, управляющий транспортом. Это служит для малышей наглядным примером соблюдения законов даже в мелочах.
Занятия с малышами включают множество бесед на всевозможные темы — создание доверительных отношений с детьми воспитатели ставят здесь на первое место.
Детсадовская программа
Дошкольные учреждения в Дании распределены по кластерам — по 3 на каждый кластер. Всеми тремя руководит один человек, который отвечает за их работу. Он же занимается и разработкой тематических проектов для этих детских садов. Каждый проект является общим для всех трёх учреждений и подлежит обновлению каждые два года.
Но существует и общая программа дошкольного воспитания, базирующаяся на 6 основных целях:
- становление личности;
- физическое развитие;
- знакомство с окружающим миром;
- ознакомление с культурными ценностями;
- обучение языку и речи;
- социализация.
Будни детского садика в Дании
В датских садиках все группы разновозрастные. Исключение составляют ясельки, которые существуют отдельно от детсада и не считаются его частью, но и в них можно увидеть малышей от 6 месяцев до 3 лет.
В детских же садиках обстановка во многом напоминает сады Монтессори: старшие дети берут шефство над младшими, поддерживая их и даже разрешая их «малышовые» конфликты. В играх «папа-мама» (дочки-матери) младшим воспитанникам выпадают роли младенцев, и старшие ребята играют с ними, как с куклами, если те согласны участвовать.
Мнение ребёнка здесь вообще принято учитывать с рождения, что воспитывает в нём уверенность в себе и самостоятельность. Наверное, благодаря этому датское общество признано наиболее уравновешенной европейской нацией.
Занятия чаще всего представляют собой беседы между воспитателем и детьми, сидящими в кругу на коврике, но день традиционно начинается с пения. Поют здесь вообще довольно много ― разучивание стихотворений не в ходу, предпочтение отдаётся песням.
Детишек с детства приучают к самостоятельности. Главной задачей детского сада здесь ― не подготовка к школе, а подготовка к жизни в обществе, социальная адаптация. Их учат самостоятельно принимать решения и получать собственный жизненный опыт, даже если затея изначально обречена на провал, и для воспитателя это очевидно. Например, во время прогулки педагог может позволить детям сунуть босые ноги в подёрнувшийся льдом водоём, если им в голову вдруг придёт такая идея.
Питание организуется не в каждом детском саду ― часто родителям приходится давать ребёнку еду с собой. Наличие или отсутствие питания в садике зависит от района. Как и всё, что касается режима и программы, эта особенность является общей для всех садиков, относящихся к одному кластеру. Таким образом, в определённом кластере все детсады либо имеют собственную кухню и кормят воспитанников, либо не имеют и не кормят.
Тихий час — тоже удел далеко не каждого детского сада. В яслях дети спят на свежем воздухе в колясках, а детишки постарше в послеобеденное время идут на прогулку. Спать укладывают лишь некоторых из них по просьбе родителей, и для этого используются специальные матрасики. В некоторых садах есть комнаты с кроватками, где каждый ребенок по своему желанию может прилечь и отдохнуть.
В отсутствии дневного сна в Дании есть свой резон: «детсадовские» дети здесь просыпаются в 6.00, а ложатся в 19.00. Из сада родители забирают их около 16.00. Считается, что в течение 13 часов бодрствования ребенку не нужен перерыв на дневной сон.
Выездные детские сады
Такие садики ― отличительная особенность дошкольного образования в Дании, хотя они и существуют отдельно от официальной системы. Их организаторами выступают частные организации и независимые сообщества. Такие учреждения ещё называют лесными детсадами, и рассчитаны они на детей от 3 до 6 лет.
Родители приводят малышей к «пункту сбора», откуда их увозят в лес на специальном автобусе. Там детвора играет, бегает и шалит вволю, практически весь день проводя на свежем воздухе вне зависимости от погоды.
К слову, у датчан считается, что погода не может быть плохой ― это одежда может оказаться неподходящей. Поэтому маленьких туристов, посещающих лесной сад, непременно снабжают дождевиками и резиновыми сапожками. Степень детской испачканности под конец дня в любом саду, по мнению родителей, прямо пропорциональна полученной пользе. Поэтому вы не встретите в Дании ревущего карапуза, который получил нагоняй за то, что вывалялся в грязи.
Игры, занятия и развлечения полностью завязаны на природной среде: в качестве игрушек выступают листья, птичьи пёрышки, камни, глина и песок, палки и кусочки коры, шишки и т.д.
Вечером в назначенный час детей снова возвращают туда, откуда увезли утром.
Проводя целые дни на природе, малыши, посещающие такие сады, практически не болеют.
Так как работа с детьми в датских садиках ориентирована не на обучение, а на становление личности ребёнка, большинство детей, поступающих в школу, не умеют читать и даже не знают букв. Однако здесь это не является причиной для беспокойства ― на то она и школа, чтобы научить малышню всему, когда придёт время!