Вальдорфская педагогика как методика раннего развития ребенка

firststep, 14 октября 2018
Методика представляет собой ответвление учения австрийского педагога и философа Рудольфа Штайнера, чьим именем её нередко называют — Штайнеровская педагогика. Учение базировалось на религиозно-мистических принципах, которые легли и в основу системы воспитания. Сочетание антропософской теории и практических приёмов обучения выделяет эту методику среди всех остальных, превращая в определённый стиль жизни, охватывающий и семьи воспитанников.
Вальдорфская педагогика

Почему школа Штайнера — Вальдорфская?

Существование Вальдорфской системы насчитывает около ста лет — первая школа была основана Рудольфом Штайнером в Германии в 1919 году.

Философ, объехавший полмира, посвятил социальным вопросам множество книг, лекций и статей. В них он с воодушевлением и разносторонне описывал устройство нового общества и призывал стремиться к его созданию.

Выступая на очередном митинге перед рабочими табачной фабрики Вальдорф-Астория, Штайнер настолько красочно изобразил, как должна выглядеть школа будущего, что благодарные слушатели тут же обратились к своему работодателю с просьбой выделить средства на строительство такой школы для их детей.

Директору фабрики Эмилю Мольту понравилась идея, и он настоял, чтобы Штайнер лично руководил учебным процессом. Так табачная фабрика стала спонсором первой школы, работающей по системе Рудольфа Штайнера и дала своё имя новой методике. Всего через несколько лет после этого был основан и первый Вальдорфский детский сад.

Основные принципы системы

 Так как доктор философии серьёзно увлекался оккультизмом, эзотерикой и мистицизмом, в первой школе царила особая атмосфера, которая, впрочем, сохранилась в Вальдорфских учебных заведениях и по сей день.

Теория Штайнера подчёркивает три главных составляющих человеческого естества — тело, душа и дух. Целью новой методики стало обогащение и совершенствование этого триединства. Считая, что все три основы чаще всего находятся в вопиющем несоответствии между собою, Штайнер стремился к гармонии между ними и поделил обучение в школе на 3 периода:

  1. Раннее детство (по Штайнеру первые 7 лет жизни) — время для телесного развития.
  2. Детство (7 — 14 лет) — период становления эмоциональной сферы, то есть души.
  3. Отрочество (от 14 до 21 года) — формирование духовных качеств.

… Одно из главных свойств вальдорфской педагогики состоит в отрицании прямого воздействия на волю ученика, предполагая медленное, постепенное формирование его эмоций, а затем интеллекта, что в результате приводит к нормальному развитию и укреплению воли (Т.В. Цырлина).

Огромное внимание уделялось душевному состоянию не только воспитанника, но и педагога. Именно в эмоциональном равновесии Штайнер усматривал залог успеха в воспитании. Наверное, в этом заключалась одна из причин, почему в школе и сегодня колоссальное значение придаётся обучению искусству, а также творчеству и рукоделию, в частности — вязанию.

Вальдорфские сады и школы сегодня

Отличие детских садов и начальных школ, организованных по системе Штайнера, от других детских учреждений, чувствуется в каждой мелочи, включая и дизайн интерьера. Мебель чаще всего представлена затейливыми деревянными сооружениями, похожими на жилище гномов. Лесенки, платформы и мостики с перилами неправильной формы, изготовленные вручную, перемежёвываются со шкафчиками.  Здесь же нередко располагаются и спальные места для послеобеденного отдыха дошколят. Такая мебель имеет необычайно милый и уютный вид.

Некрашеное дерево, льняные бечёвки, натуральная ткань — основные материалы, из которых изготовлены игрушки. Их делают для малышей педагоги, родители и старшие ребята. Обычные игрушки из магазинов здесь не в ходу, как и в семьях, практикующих эту методику. Впрочем, что-либо запретить родителям педагоги не могут — только дать рекомендации, а следовать им или нет — личное дело каждого.

Очень многое дети делают и сами: готовят сувениры к праздникам, нанизывают бусы, лепят из воска, пекут печенье и нарезают салаты к обеду. Школьники даже мастерят для себя парты.

Малыши в детсадах всему учатся «взаправду», орудуя настоящими инструментами. Но при этом никто их не принуждает: захотел ребёнок — помог воспитателю в шитье кукол, не захотел — играет и дальше с остальными ребятами.

Однако общие занятия тоже присутствуют — лепка, рисование, музыкальные уроки. Малыши сами делают уборку под присмотром взрослого — как ни удивительно, с удовольствием. Быть может потому, что перед этим у них было предостаточно времени для свободных игр, успевших наскучить. В ожидании интересного и уборка делается легко.

Ещё одной особенностью детских садов, организованных по Вальдорфской системе, являются разновозрастные группы. Старшие дети служат примером для младших и делятся своим опытом — черта, присущая и методике Марии Монтессори.

Дети много и подолгу играют. Большое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм, основанным на подражании взрослым. Ведь подражание, согласно теории Штайнера, играет ведущую роль в воспитании и обучении ребёнка от рождения до 7 лет. Подготовка к школе в обычном для большинства родителей понимании в этих садах не ведётся. Чтение, счёт и другие школьные премудрости дети начнут постигать лишь после 7 лет, если родители решат продолжить их образование по этой системе.

Классный учитель ведёт свой класс до 8 класса, и на первых двух этапах обучения (раннее детство и просто детство) личность педагога и взаимопонимание между ним и учеником имеет большее значение, чем сам изучаемый предмет.

Особое место занимает культура устной речи – рассказы учителя, пересказы детей. Большое внимание уделяется устному народному творчеству и инсценировкам.

Вальдорфские игрушки

Вальдорфские игрушки известны сегодня даже тем родителям, которые понятия не имеют о принципах педагогики Штайнера. Привлекает в них буквально всё: натуральный — а значит, экологичный — материал, приятные формы, милый внешний вид и теплота, исходящая от любой вещи, выполненной вручную.

Эти игрушки попадают в руки детворы в слегка «незавершённом» виде: тщательно ошкуренное дерево не окрашено, куклы практически не имеют лиц, животные и птицы представлены в виде деревянных фигурок. Машинки тоже имеют вид деревянных примитивных каталок. Такое несовершенство — не случайно. Оно даёт ребёнку возможность дополнить внешний вид игрушки самостоятельно — додумать, дофантазировать недостающие черты.

Такая игрушка открывает перед малышом широкое поле для развития воображения: один и тот же игрушечный зверь может быть задействован в игре как милый питомец, любимец семьи, или ужасный хищник, гроза окрестных лесов и гор. Машина может быть скорой помощью и полицейским автомобилем. Эти игрушки не диктуют ребёнку сюжет игры. Они лишь дополняют его, беря на себя роль недостающих частичек мозаики, из которых складывается игра.

Вальдорфские кубики и конструкторы не имеют креплений и пазов. Любое строительство из них знакомит малышей с законами гравитации и учит рассчитывать лишь на равновесие в возводимой конструкции.

Несмотря на несомненные положительные качества таких игрушек, для гармоничного развития ребёнку, конечно же, необходимы и многие другие вещи: игрушки из разных материалов и разных цветов (иначе как они смогут их изучить?), дидактические пособия, включающие, кроме камешков и шишек, и другие предметы (например, картонные карточки или фишки), транспортные средства и спортивное оборудование (велосипеды, ролики, самокаты, мячи, скакалки и т.д.).

Популярность и результативность

Если сопоставить популярность Вальдорфских садов и школ между собой, то первые, несомненно, лидируют. Причина заключается в более жестких требованиях, выдвигаемых общественностью к школьному образованию в сравнении с дошкольным. Родителям не по себе от мысли, что ребёнок научиться читать лишь годам к 8, а до 8 класса он не будет получать оценок и писать контрольных работ. В Германии перейти из Вальдорфской школы в обычную можно лишь опустившись на класс ниже. В нашей стране даже бытует мнение, что, если ребёнок поступил в такую школу — придётся учиться до конца, обратной дороги нет.

Между тем, немалое число знаменитых людей творческих профессий — выпускники Вальдорфских школ. Среди них кинорежиссёры и кинопродюсеры (Джон Полсон, Матьё Сейлер), актёры (Рутгер Хауер, Дженнифер Энистон, Сандра Баллок), дизайнер автомобилей Фердинанд Александр Порше, детский писатель и автор «Бесконечной истории» Михаель Энде, музыкальный дует CocoRosie и певица Анджелина Джордан, немецкий скрипичный мастер Анна Катарина Луманн, изготовившая свою первую скрипку во время обучения в школе.

Добавляя к этому списку биохимика и нейробилога Томаса Кристиана Зюдхофа, удостоенного нобелевской премии, и генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, приходится усомниться, настолько ли несовершенна система обучения в Вальдорфских школах, как о ней говорят?

Упор в Вальдорфском обучении делается на эстетическое развитие, формирование творческих способностей и моральных качеств ребёнка. Согласно методике, стабильное эмоциональное состояние школьника в старшем возрасте позволит ему догнать и опередить своих сверстников в области школьных предметов. Но так ли это, сложно сказать.

Одно ясно совершенно точно: Вальдорфские детские сады в сравнении с обычными районными садиками и даже многими частными заведениями неизменно оказываются на высоте.

Вальдорфская система и семья

Задачей любого педагога является тесное сотрудничество с семьёй своего воспитанника. Только «играя в одну дуду» можно добиться результатов в воспитании ребёнка. Вальдорфская школа основана именно на таком сотрудничестве. Педагоги, родители и дети словно объединяются в одно целое, превращаясь в большую сплочённую семью. Учителя и воспитатели неустанно подчёркивают, что атмосфера, царящая в саду или школе, непременно должна поддерживаться и дома. Это необходимо по нескольким причинам:

  • во избежание стресса и дискомфорта, испытываемого ребёнком при ежедневной резкой перемене обстановки;
  • для укрепления авторитета родителей и воспитателей, оглашающих общие истины и таким образом подтверждающих правоту друг друга в глазах ребёнка.

Отдавая малыша в детский сад, практикующий методику Штейнера, родителям следует быть готовыми к перемене жизненного уклада всей семьи: отказ от многих «благ цивилизации», таких как досуг у экрана телевизора или компьютера; выбор детских книг, игрушек и даже семейного рациона в соответствии с рекомендациями педагогов; активное участие в общественной жизни сада.

Штейнер рассматривал школу как сложный живой организм, состоящий из не менее сложных элементов - учителей, учащихся и их родителей (Т.В. Цырлина).

Воспитательной работе, проводимой в классических Вальдорфских школах и садах, характерна религиозная подоплека. Наряду с творческим и ненавязчивым стилем воспитания, родителям придётся принять и эту сторону Вальдорфской системы.

Отзывы родителей о Вальдорфских учебных заведениях

Большинство родителей, имеющих опыт воспитания ребёнка в Вальдорфском детском саду, вспоминают о прошедших годах с большой теплотой. Основанное на творчестве и духовном развитии ребёнка, такое воспитание в дошкольном возрасте представляется эталоном детского образования. Очаровывает особенная, почти семейная обстановка, отсутствие принуждения отношении к ребёнку и каких-либо «учебных требований», которые как будто и не должны присутствовать в дошкольных учреждениях, но негласно существуют в любом обычном саду.

«Как хотелось бы вернуться туда!» — в один голос вторят мамочки школьников, чьё знакомство с Вальдорфским садом оказался удачным. Однако отдавать детей в Вальдорфскую школу почему-то не спешат.

Вместе с тем, не все родители единогласны в своём мнении и о детских садах, основанных на этой системе. Некоторые подчёркивают наличие странных, на их взгляд, ритуалов, наводящих на мысль о чрезмерной религиозной направленности воспитания. Не стоит забывать, что такая черта системы Штейнера является необъемлемой её частью, и, хотя не всем она по душе, без неё Вальдорфской методики попросту не существовало бы.

…Одной из специальных задач школы становится воспитание у детей некоего эстетического чувства удовольствия и симпатии к доброму, равно как и отвращения и антипатии к злому. Последние непосредственно смыкаются с религиозными чувствами (Т.В. Цырлина).

Кроме того, атмосфера, царящая в саду, во многом зависит от педагогов, работающих в нём. Каждый детский сад применяет ту или иную методику в масштабах, определённых его руководством. А право выбирать среди множества садов один-единственный — так же, как и применять или не применять отдельные элементы методики в домашнем воспитании — всегда остаётся за родителями.

Именно перед родителями стоит задача найти в каждой методике всё то лучшее, что в ней есть, чтобы применить это на практике.

Вальдорфская / Штайнеровская педагогика в Украине

Поддержкой Вальдорфской педагогики в Украине занимается Ассоциация Вальдорфских инициатив, а также проект "Дитина Waldorf".

В Украине присутствует несколько Вальдорфских школ:

Некоторые частные детские садики применяют идеи Вальдорфской системы на практике.

Видео по теме
Комментарии