Несмотря на то, что дети отличаются большей гибкостью и адаптивностью, чем взрослые, некоторые малыши сильно зависят от привычных действий, людей и предметов. Это может выражаться даже в трудностях при переходе от одного вида деятельности к другому. Как определить, что ребенок склонен отвергать перемены:
- он/она отрицательно реагирует даже на самые небольшие изменения – новый поильник, незнакомое блюдо или перемены в обычном режиме дня;
- он/она прекрасно себя чувствуют, когда все идет «по плану» и по распорядку;
- крохе нужно больше времени и поддержки, чем другим, чтобы освоиться в новой компании;
- любые незначительные перемены могут вызвать истерику (например, новая пара обуви);
- негативная реакция, если нужно перейти от приятной деятельности к чему-то другому (например, закончить игру и пойти обедать).
Следующие стратегии подходят для таких деток:
- Если предполагаются перемены, то «помогите» малышу их спокойно перенести с помощью привычных и любимых предметов – например, с помощью любимой мягкой игрушки, которая тоже «пойдет в детский сад» с ребенком.
- Чтобы облегчить переживания при переходе от одной деятельности к другой, разрешите крохе принять в этом участие. Например, пусть он сам выключит пультом телевизор, когда пора перестать смотреть мультики, или положит свои игрушки в рюкзак, чтобы пойти из парка домой.
- Рассказывайте ребенку о том, что скоро будут определенные изменения в вашем распорядке.
- Предложите использовать «маячки», которые будут подсказывать ребенку, что скоро нужно сменить одно занятие на другое. Как вариант: «сейчас мы дочитаем эту книгу, а потом пойдем домой».
- Хвалите ребенка за любые достижения, связанные с принятием перемен.
- Давайте малышу возможность выбора. «Хотел бы ты еще раз бросить мячик, перед тем, как мы уйдем с площадки?».
Другой тип детей более лояльно относится к переменам. Они:
- с интересом ходят в новые места, пробуют незнакомые блюда и продукты, любят обновки;
- легко адаптируются в новых компаниях и местах – они способны заснуть даже в шумном кафе;
- с радостью знакомятся с новыми людьми и идут с ними на контакт.
Для них подходят следующие подходы в воспитании:
- Предлагайте малышу разнообразный опыт. Ходите в новые парки и на площадки, возвращайтесь домой новыми маршрутами, вносите изменения в обычный распорядок дня.
- Рассказывайте ребенку о переменах, которые его ждут. Он будет ждать их с нетерпением и радостью.
- Отслеживайте «сигналы» своего ребенка. Несмотря на гибкость и готовность к переменам, даже детки этого типа не всегда могут самостоятельно справиться с переживаниями или неудобствами. Если вы чувствуете, что ребенку некомфортно, поговорите с ним и предложите помощь.
- Не забывайте проводить время дома, наедине с ребенком. Даже, если малыш с радостью ходит в незнакомые места и общается с новыми людьми, ему необходимо спокойное время рядом с вами, в комфорте и безопасности.
Большинство деток находится «в промежутке» между этими двумя типами. Например, они с радостью пробуют новые блюда, но при этом испытывают затруднения при посещении незнакомых мест. Или с опаской знакомятся с новыми взрослыми, но легко идут на контакт с ровесниками. Поэтому для них подходят советы, предназначенные для обоих типов детей, в зависимости от ситуации.