Социально-эмоциональное развитие детей в возрасте 24-36 месяцев

Катерина Єльшова, 13 января 2019
В этой статье расскажем об особенностях развития социально-эмоциональных навыков детей в возрасте 24-26 месяцев.
Социально-эмоциональное развитие детей в возрасте 24-36 месяцев

Заключительная статья из серии о социально-эмоциональном развитии детей с рождения до 3 лет. О развитии в возрасте 0-12 и 12-24 месяца можно прочитать здесь и здесь.

Проявление социально-эмоциональных навыков в возрасте 24-36 месяцев

Основная характеристика этого периода – быстрое развитие речи, повышенная активность малыша и его активный интерес ко всему, что его окружает. Ребенок буквально «впитывает», как губка, все, что видит и слышит вокруг. Он с еще большим интересом и радостью вовлекается во «взрослые» дела, подражая этим действиям.

Такой интерес ко взрослой жизни также формирует и склонность к сюжетно-ролевым играм. Детки в этом возрасте любят играть в «дочки-матери», «магазин», «готовят», «стирают» и «делают уборку». У них активно развивается воображение, поэтому в играх в магазин или кафе «роль» продуктов и блюд могут играть кубики и другие игрушки. В игре становится более важным сам процесс, а не детали.

Процесс обучения разным навыкам у детей этого возраста происходит при постоянном повторении одинаковых действий. Малыш учится тому, что у каждого его действия есть результат. И, чтобы получить желаемый результат, который удается не с первого раза, можно и нужно повторять те же самые действия несколько раз.

Начиная с 2 лет, происходит существенный рывок в социальном развитии. Дети осознанно стремятся к играм со сверстниками. Если раньше «требовалась» ваша помощь для начала совместной игры, то сейчас кроха может подойти к группе других детей и включится в игру уже сам.
Еще одна важная характеристика этого возраста – появление чувства вины и стыда. Ребенок очень активен в общении, но еще не знает «нормы» и «границы» других людей. Поэтому часто его активность может быть не принята другими или даже отвергнута. Как только малыш понимает, что одобряется, а что нет, то у него появляется уверенность в своих действиях. Если же никак не ограничивать его активность и не устанавливать никаких границ и запретов, то у ребенка развивается чувство вины и страх. Он просто не знает, поругают ли его за дальнейшие действия или же они «хорошие», поэтому проявляет меньше инициативы в общении.

2-3-летние детки по-прежнему любят говорить «нет», но уже легче соглашаются с чем-то и принимают чужую точку зрения. Также у них продолжает развиваться эмпатия и сопереживание. Они уже лучше понимают чувства других людей и проявляют сочувствие к своим сверстникам. Если они видят плачущего ребенка, то могут подойти, обнять и начать его утешать.

Как родители могут помочь в развитии навыков

Ваша помощь по-прежнему должна быть направлена на поддержку и помощь в лучшем понимании ребенком его способностей и возможностей.

1. Помогите малышу понимать его чувства

Ребенок уже осознает себя, как отдельную личность, и испытывает более сложные чувства, чем раньше. Помогите ему понять эти чувства и научиться их выражать. Например, вы можете сказать: «Я понимаю, что ты сейчас чувствуешь. Тебе обидно и грустно, что Маше «попался» шарик с бабочкой, ведь ты тоже его хотела. К сожалению, больше таких шариков не осталось, но в следующий раз мы обязательно его купим. А сейчас давай выберем из тех, которые еще есть».

Чтобы постепенно развивать у крохи эмпатию и лучшее понимание своих чувств, используйте игру. Например, показывайте, что сейчас малыш чувствует, с помощью куклы. Разыгрывайте сценки, похожие на ситуации из жизни, когда ваш ребенок испытывает сильные эмоции. Это может быть сценка похода в детский сад или знакомства с новой няней, ситуация, когда нужно чем-то поделиться, а кукла «не хочет». Используйте свою фантазию и в игровой форме рассказывайте малышу, какие могут быть эмоции и как с ними справляться.

Также в игре вы можете понять, что чувствует ваш ребенок и о чем он не рассказывает или не показывает вам. Например, ваша дочка изображает маму и объясняет медвежонку, что ей нужно уходить на работу, поэтому он не должен плакать. Обращайте внимание, какие слова или мимику использует при этом ваш малыш. Возможно, он копирует их с вас.

Обязательно учите ребенка тому, как справляться с сильными эмоциями, не доводя ситуацию до конфликта. К примеру, что можно пинать мячик, когда он злится, или выразить свою грусть в рисунке. Покажите крохе, что есть много способов «безопасного» выражения своих чувств.

2. Поощряйте раннюю дружбу

Чем больше малыш на практике видит, как надо делиться, играть по очереди, решать конфликты, тем лучше у него это получается. Ранняя дружба и совместные игры помогают деткам развивать эти навыки. Если вы помогаете детям находить разные варианты интересных игр и занятий, немного руководите их действиями и объясняете, как лучше взаимодействовать, то они получат радость и удовольствие от дружбы.

Чтобы минимизировать конфликты и споры из-за игрушек, предлагайте детям такие игры, в которых у них нет «объекта» для борьбы. Рисование на асфальте или дома на листах, игра на «музыкальных инструментах» (на улице это могут быть подручные средства – палки, камушки), игры в песочнице. Также во время игр обращайте внимание ребенка на чувства и эмоции других детей. «Посмотри на Таню. Как ты думаешь, что она чувствует сейчас, когда ты сказала, что не хочешь с ней играть?». Это развивает навыки сочувствия и эмоциональный интеллект.

3. Давайте ребенку свободу выбора в игре

Пусть он решает, во что хочет играть, а вы «присоединитесь» и поможете ему развивать нужные навыки. Например, ваш сын любит поезда и игры, которые с ними связаны. Вы можете «построить» поезд из стульев, предложить ему роль проводника, а сами будете пассажиром. Комментируйте и описывайте все, что делаете вы и малыш. Поддерживайте его решения и идеи. К примеру, кроха решил поиграть в пикник. «Соберите» корзину для пикника, спросите у него, что еще вам понадобится, предложите посмотреть в окно и проверить, подходящая ли погода. Когда вы участвуете в игре своего ребенка, то он чувствует себя важным, любимым и способным.

4. Будьте сторонним наблюдателем и, если нужно, помогайте

Лучше всего малыша развивают новые навыки, когда добиваются результатов самостоятельно. Но иногда понадобится и ваша помощь. Если вы видите, что у ребенка что-то не получается, и он уже готов расплакаться от обиды, то немного подскажите ему, что можно сделать. Не делайте все за него, а просто направьте его старания в нужное русло. Например, если он никак не может построить устойчивую башню из кубиков, подскажите, что можно поддерживать и выравнивать их рукой, когда он устанавливает очередной кубик сверху. Или же предложите строить башню не на ковре, а на ровном и гладком полу. Не забывайте при этом хвалить не только результат, но и сам процесс.

Если все же у ребенка не получается то, что он хочет, то обязательно посочувствуйте ему. Спросите, как он думает, что может ему мешать в достижении цели? К примеру, ребенок не может сам надеть перчатки и очень сердится из-за этого. «Я понимаю, что ты уже устал стараться и тебе обидно, что никак не получается. Как ты думаешь, что у тебя не выходит? Точно! Твой большой пальчик залез не в свой «домик», поэтому перчатка и не надевается. Давай поправим его, и все получится!».

5. Продолжайте учить решать конфликты мирным путем

В этом возрасте детки по-прежнему очень настойчивы в своих желаниях и пока не владеют самоконтролем. Помогите им в этом. И запаситесь терпением, ведь придется не раз снова и снова рассказывать, как и что лучше делать. Если вы стали свидетелем детского конфликта, то не теряйте самообладание. Поговорите с каждым из них спокойно. Попросите рассказать, что случилось. «Так, ты толкнул Петю, так как хотел, чтобы он отдал тебе игрушку, да? После того, как ты его толкнул, он заплакал. Ведь ему было больно и обидно. Как ты можешь поступить в следующий раз, чтобы такого не случилось?». Если ребенок сам пока не может предложить варианты решения конфликта, то расскажите ему о своих предложениях. Например, попросить у Пети игрушку или позвать взрослых «на помощь» и объяснить им ситуацию.

6. Расширяйте словарный запас малыша, называя то, что он чувствует

Ребенку пока не хватает слов для обозначения всего спектра его эмоций и чувств. Поэтому старайтесь озвучивать все, что он может чувствовать. Во время чтения книг и просмотра мультиков обсуждайте эмоции героев, рассматривайте картинки с разной мимикой и задавайте ребенку вопросы по ним.

7. Объясняйте причины своих запретов и ограничений

Ближе к 3 годам детки уже достаточно терпеливы и хорошо понимают то, что им говорят. Поэтому вы можете «отказывать» им в их просьбах, но объяснять причину и говорить, когда вы сможете выполнить просьбу. «Сейчас я не могу тебе почитать, мне нужно домыть посуду. Но ты можешь помочь мне, расставив чистые чашки. Тогда я освобожусь быстрее, и мы пойдем читать».

То же касается правил и ограничений. Объясняйте малышу, почему он должен что-то делать и не должен. Например: «Ты не должен бить Колю. Ему будет больно. Всем больно, когда их бьют. Тебе же больно, когда ты ударяешься?». Или: «Если ты поможешь мне и быстро оденешься, то у нас будет больше времени на прогулку».

Следуя этим советам, вы поможете своему ребенку развивать его навыки социального общения и эмоционального интеллекта. Осваивая их, малыш будет чувствовать себя более уверенным и приспособленным к окружающему его миру.

Комментарии