Школа Марии Монтессори: система с особенностями

firststep, 14 октября 2018
О методике Монтессори сегодня говорят много и часто, называя её одной из самых востребованных. Детские сады и школы, работающие по ней, можно встретить практически в любой стране мира. Однако мало кто из родителей тесно знаком с принципиальными деталями этой уникальной системы воспитания и её характерными особенностями.
Школа Марии Монтессори

Зарождение системы

Автором системы стала Мария Монтессори — итальянский медик и педагог-новатор конца XIX — начала XX века. Во время работы в психиатрической клинике в 1896, где Мария была врачом, её внимание привлекли особые пациенты — умственно неполноценные дети. Предоставленные сами себе, они слонялись по коридорам, не интересуясь абсолютно ничем вокруг.

Размышляя над проблемой, доктор пришла к выводу, что основная причина отсутствия у этих ребятишек важных навыков кроется в педагогической запущенности и отсутствии развивающей среды, а медицинский фактор в данном случае является второстепенным.

Эти дети были лишены целей, стимулирующих их развитие, что и повлекло за собой столь серьёзные последствия. Мария Монтессори поставила перед собой задачу — создать такую систему обучения, благодаря которой ребёнок мог бы максимально эффективно использовать свои возможности и развивать способности, заложенные в него с рождения.

Суть метода Монтессори заключается в том, чтобы, наблюдая за ребёнком, выявить его склонности и интересы. Задача педагога — подготовить соответствующую развивающую среду и направлять естественное развитие в нужное русло, а не строго управлять процессом обучения и развития.

На изучение педагогики и психологии ушло несколько лет, и в 1907 году была использована первая методика, созданная Марией Монтессори. Применялась она в работе с воспитанниками дома ребёнка, основанного самой Марией.

Методика Монтессори в России

Успех новой системы воспитания быстро набирал обороты, и уже в 1909 году книги Марии Монтессори стали известны во многих странах мира, а в 1914 были открыты детские сады Монтессори и в России. Одним из первых русских последователей системы был В.В. Лермантов — приват-доцент Петербургского университета. Учёный настолько горячо поддерживал методы Марии Монтессори, что разработал на их основе собственную концепцию обучения школьников и выписал из Англии дидактический материал.

В 1913 году Юлия Фаусек, узнавшая о системе из газеты «Вестник воспитания», создала первый петербургский Монтессори сад, а ещё через год была командирована в Италию для встречи с основательницей удивительной методики.

Даже сегодня методы, используемые Марией Монтессори, зачастую рассматриваются как инновационные. Стоит ли говорить, что на рубеже XIX и XX веков они выглядели совершенно непривычно и шли вразрез со всеми догмами, на которых базировалась педагогика того времени?

К сожалению, последующие события в российской истории, существенно замедлили развитие системы Монтессори в стране. Просуществовав всего лишь 10 лет, она была упразднена большевиками, в чьих доктринах не было места для партнёрства и свободы в воспитании. Лишь к 1992 году методы Монтессори снова получили распространение на территории бывшей Российской Империи.

Первые школы и детские сады Монтессори

Первое, на что обратила внимание Мария Монтессори при разработке новой системы воспитания — это обстановка в самих помещениях. Казалось бы, само собой разумеется: для успешного освоения знаний и навыков дети должны пользоваться удобной, подобранной по росту мебелью, а расположение окружающих предметов должно быть удобным и доступным. Только так стремление ребёнка к саморазвитию стимулируется в полной мере; только так можно избежать лишних затрат времени и энергии, чтобы использовать их на новые открытия, освоение информации и полезных навыков.

Однако во времена зарождения новой системы воспитания эти вещи не были очевидными, и каждый посетитель первых Монтессори-садов был удивлён необычайно обстановкой, созданной педагогами-новаторами для малышей.

Обучение велось в форме игры и общения детей между собой. Задания, которые они выполняли, были несложными и интересными. Жизнь малышей в садах и школах очень напоминала игрушечную копию взрослой жизни: дети постигали искусство садоводства, учились самообслуживанию и сами ставили перед собой задачи, которые хотели бы решить.

Система «с особенностями» или чем удивительны Монтессори-сады?

Свобода выбора, самостоятельность и умение принимать решения — вот основные принципы, на которых было построено и базируется сейчас обучение в этих садах. Навыки, полученные в процессе игры, ребята учатся применять на практике в различных жизненных ситуациях.

Воспитание и обучение детворы в таких детсадах осуществляется посредством развития моторных навыков, базовых чувств (зрения, слуха, осязания и т.д.), логического мышления и умения принимать самостоятельные решения.

В Монтессори-садах категорически исключено какое-либо принуждение. Все обучение основано на желании ребёнка «сделать это самому»

Малыши погружаются в среду, где их окружают дидактические пособия, разработанные для самостоятельных игр, чьё действие направлено на развитие мелкой моторики, обучение счёту и чтению, ознакомление с иностранными языками, знакомство с окружающей действительностью.

Основные положения, которыми руководствуются педагоги, работающие по системе Монтессори:

  1. Инициатива в обучении принадлежит ребёнку; взрослый играет лишь второстепенную роль помощника, но не наставника.
  2.  Возможность принимать самостоятельные решения и свобода выбора.
  3. Обучение младших детей на примере и с помощью старших.
  4. Наличие специальной развивающей среды.
  5. Основная цель взрослого — вызвать интерес ребёнка к обучению; остальное тот сделает сам.
  6. Полное согласие с природой, исключение давления и попыток «исправить» или «изменить» ребёнка.
  7. Никакой критики, запретов и принуждения; даже послеобеденный сон в таких садах — дело добровольное.
  8. Признание права ребёнка на собственные ошибки и их самостоятельное исправление.

Все группы в детских садах, работающих по методике Монтессори, —разновозрастные. Это позволяет младшим ребятам равняться в обучении на достижения старших, а старшим — попробовать себя в роли учителей для малышей.

Количество детей в группах — не менее 10, так как методика ориентирована на тесное сотрудничество между детьми. Сама Мария Монтессори вела группы, включавшие от 40 до 60 человек. Поэтому родителям, интересующихся этой методикой, следует учесть, что индивидуальный подход и маленькие группы в данном случае исключены.

Учебный процесс

Учебный процесс, в общепринятом понимании этого термина, в садах Монтессори попросту отсутствует. Дети не сидят за столами в ряд и не занимаются математикой или рисованием по расписанию. Обучающая среда, как это принято называть здесь, разделена на 5 тематических зон, каждая из которых посвящена определённому виду деятельности:

  • речевое развитие;
  • счёт;
  • формирование сенсорных навыков;
  • практические умения;
  • освоение окружающего пространства.

Дидактические материалы и пособия спроектированы таким образом, что малышу сразу становится понятно, если задание выполнено неправильно. Маленькому исследователю предоставляется возможность самому найти верное решение, не будучи уличённым в ошибке взрослым — огромный плюс в выработке позитивного отношения к учёбе.

Таким образом каждый ребёнок выбирает себе занятие по душе и сам выполняет поставленное перед ним задание, прибегая к помощи педагога лишь в случае необходимости.

В задачи взрослого входит также следить за уровнем сложности выполняемых заданий, выдавая ребёнку соответствующие пособия. Разумеется, осуществление подобного обучения предусматривает широчайшее разнообразие этих пособий — так называемых, Монтессори материалов, и это является ещё одной замечательной особенностью уникальной методики.

Непрерывное развитие

Не терять ни минуты — этот принцип как нельзя более точно отображает основную концепцию детских садов Монтессори. Воспитание малышей происходит здесь не только во время игр, но и в процессе режимных моментов. Навыки самообслуживания, умение ставить перед собой цель и достигать её, стремление помочь другим, внутренняя мотивация к освоению нового и к самосовершенствованию — всё это незаменимые детали одного большого механизма, называемого гармоничным развитием ребёнка.

Недостатки

Явным упущением в методике является отсутствие в ней места для активных физических упражнений, ролевых и подвижных игр. Делая акцент на интеллекте и формировании практических навыков, Монтессори-педагоги оставляют без внимания физическое развитие и творчество, которое сводится к занятиям в творческих мастерских в вечернее время — для тех, кто ещё не успел уйти.

Однако, такая однобокость системы может быть компенсирована за счёт занятий малыша дома с родителями и в кружках — вне стен детского сада.

Система Монтессори в Украине

Методика Марии Монтессори -  довольно распространенная в Украине. В книжных магазинах вы найдете множество образовательной литературы для родителей и преподавателей. В интернет-магазинах игрушек предлагается огромный ассортимент игрушек и обучающих материалов по системе Монтессори.

Также для преподавателей Монтессори-школ организовываются специальные курсы подготовки и проводятся другие мероприятия. Ниже указаны организации, способствующие развитию и популяризации методики Монтессори:

Что касается Монтессори-центров, где специально обученные учителя работают с детьми дошкольного и школьного возраста, то они открыты во многих крупных городах Украины. И также не забывайте, что существует множество развивающих центров и частных детских садов, которые частично внедряют данные принципы обучения.

Видео по теме
Комментарии