Наталія Ударцева, 4 октября 2019
«Хочу, чтобы ребёнок рос успешным!» — под этими словами подпишется каждая мама и любой папа. Беда в том, что не существует волшебного набора правил и инструкций, гарантирующих,. Слишком много «если» встретятся на его пути. Однако мы можем подготовить его к этим «если» и научить справляться с ними. Это ли не успех?..
Секрет успешного воспитания ребёнка

Развитие и обучение — почувствуйте разницу

«Готовь сани летом» — эта поговорка актуальна и в воспитании ребёнка. То, чему мы учим малыша с младенчества, очень пригодится ему в будущем. Быть внимательным, упорным, уметь идти на компромисс и находить творческие решения — этот список можно продолжать долго, и он очень значим в жизни человека. Это и есть развитие.

А как насчёт знаний? Знания тоже важны, но умение и желание их получать — в приоритете, по крайней мере в тех случаях, когда речь идёт о ребёнке. То, что трёхлетний малыш читает по слогам и знает цифры, никак не отразится на его будущем. С этим сложно смириться (ведь какой старт уже дан!), но это так. Это обучение, и его черёд придёт гораздо позже. Раннее обучение — это не старт, это тупик. Всего лишь механическое запоминание символов, тогда как потраченное на их освоение время можно было бы использовать с пользой, развивая навыки, положенные малышу по возрасту.

Во взрослой жизни окружающим будет совершенно безразлично, в каком возрасте ваш сын или дочь научились читать. Во взрослом мире в цене специалисты, умеющие мыслить нестандартно, способные к принятию гибких решений и творчески подходящие к работе. Способные выдать впечатляющий результат без помощи извне.

Возможно, это будет открытием для многих родителей, но даже отличные оценки в школе — это вовсе не гарантия успеха. Между успеваемостью и успехом нет знака равенства.

Когда ребёнок старательно усваивает знания, которые даёт взрослый — этот процесс можно сравнить с движением по прямому шоссе. Если водитель движется быстро и уверенно, он легко преодолеет довольно большое расстояние.

Но представьте себе, что ему на пути встретилось упавшее дерево — такой водитель остановится в недоумении, не зная, что делать дальше.  И будьте уверенны, он проиграет гонку своему менее опытному и хуже подкованному технически, но более изобретательному сопернику. Победа останется за тем, кто сообразит свернуть на другую трассу и продолжит свой путь.

Если бы успешное воспитание заключалось только в насыщении ребёнка знаниями, возможно, вырастить преуспевающего человека было бы гораздо проще. А мир был бы скучнее.

Мой ребёнок умный или талантливый?

Почему-то в нашем обществе принято искать среди детей умных и талантливых. И родители стараются взращивать в своих наследниках умственные способности и «развивать таланты». Научился читать раньше других — умный. Умеешь рисовать домик как положено, с квадратными стенами и треугольной крышей — талантливый.

На самом деле к умственным способностям ребёнка и к таланту эти умения имеют крайне опосредованное отношение. И уж тем более одно никак не исключает второе. Скорее наоборот, каждый умный ребёнок талантлив, а каждый талантливый — умён. И развиваются оба качества не на специальных занятиях по строгому расписанию, а в игре. В первую очередь — в свободной игре, без строгих правил и ограничений, без продуманных сюжетов и образцов «как правильно».

И чем больше верят в него родители, чем чаще ему об этом говорят, тем большего он стремится достичь, тем умнее и талантливее становится.

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира. (А.С Макаренко)

А ещё — красивее, сильнее, успешнее. Ведь талант — это не то же самое, что технические умения. Талант может проявляться в самых неожиданных формах, и задача родителей заключается в том, чтобы принять и поддержать эти проявления, не дать им угаснуть или, что ещё хуже — погасить сознательно.

А интеллект в свою очередь не ограничивается способностью решать школьные задачи, он гораздо более разнообразен и многогранен, но об этом — немного позже…

Как раскрыть и преумножить потенциал ребёнка

Вот и подошли мы к главному вопросу: если все дети имеют мощный внутренний потенциал, то как его преумножить?

Для начала следует выяснить, какие способности вашего ребёнка выражены ярче всего. А выражены будут способности к той деятельности, которая даётся легче других и интересует больше других.

Выявить талант у ребёнка несложно: просто дайте сыну или дочери самому выбрать, чем заняться в свободное время.

Ребёнок рисует, лепит из пластилина? Здесь не нужны объяснения — художественные способности налицо.

 Сложнее, если малыш делает что-то, что, по мнению родителей, не представляет никакой ценности для его дальнейшего развития. Например, шумит. Шумное поведение вызывает у большинства взрослых желание унять «озорника» и заставить вести себя тише. Такие дети поют, кричат, жужжат и хрюкают. Они трубят в бобину из-под бумажных полотенец и барабанят ложкой по столу. Не относитесь поверхностно к этой страсти ребёнка к шуму. Лучше посетите с ним музыкальные занятия и подарите шумовой инструмент. Научите отбивать ритм знакомых песенок — возможно, это будет первый шаг к блестящей музыкальной карьере.

Если малыш не сидит на месте ни минуты, стоит задуматься о выборе спортивной секции. Когда он строит из кубиков — включается пространственное мышление. Для ребёнка, которому это занятие по душе, хороши будут конструкторы и игровые наборы Никитина. Позднее — комплекты LEGO и оригами. Далее, в школе — мастер-классы по 3D графике. Словом, любые виды конструирования будут очень уместны.

Таким образом, внимательно наблюдая за ребёнком, можно определить, какие его способности преобладают над другими, и способствовать их развитию.

Если какое-то занятие, напротив, не привлекает ребёнка и расстраивает, если он его избегает — его способности в этой сфере выражены слабо.

Что делать со слабыми сторонами?

Не бывает так, чтобы у ребёнка всё получалось одинаково хорошо. Как и взрослый человек, малыш имеет свои сильные и слабые стороны. Есть и такие навыки, которые совсем плохо развиты. Так устроен человек.

Родителям предстоит сделать выбор, как поступить с теми видами деятельности, которые не вызывают интереса у ребёнка. Существует 3 основных пути, которые предлагает родителям известный детский психолог Людмила Петрановская:

  1. Вы можете развивать исключительно сильные стороны ребёнка, сделав ставку на его способности и не растрачивая ресурсы на то, что даётся тяжело и не приносит удовольствия.
  2. Можно постараться постепенно «подтянуть» слабые навыки, не прибегая к принуждению. Наилучший выход — создавать такие ситуации, где этот навык понадобится ребёнку, чтобы достичь чего-то желанного. Чего-то такого, в чём он заинтересован. Например, чтобы развить математические способности, можно выдавать малышу угощение не просто так, а пересчитывая его. Кладём на тарелку одну вишню, вторую, третью… Малыш считает. Чем дольше длится счёт, тем больше вишен на тарелке. Сбился — «вишнепад» прекратился до следующего раза.
  3. Вовлекать ребёнка в занятия, опосредованно влияющие на развитие нужного навыка. Так, например, мелкая моторика влияет на развитие речи, а занятия музыкой развивают математические способности.

Родительские противоречия и послушный ребёнок

Вернёмся к основному условию успешного воспитания ребёнка — к эмоциональному благополучию. Сколько бы развивающих игр вы ни придумали, главным фактором освоения информации остаётся спокойствие вашего ребёнка и последовательность ваших слов и действий. Одна из наибольших бед в воспитании — отсутствие последовательности.

Есть такая старая шутка о родителях, которые с нетерпением ждут, когда ребёнок заговорит, а потом просят хотя бы минуту помолчать.

Сначала мы говорим малышу: «Посмотри, все дети надели колготки. И ты надевай». Проходит несколько дней, и мы всплескиваем руками: «Что ты смотришь на других? А если они в колодец прыгнут — и ты с ними? Своей головой думать надо!»

Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. (Я. Корчак)

И ещё большей ошибкой будет сравнение вашего ребёнка с другими. Избегайте фраз на подобие «А у соседей мальчик младше тебя — и уже сам шнурки завязывает».

Будет ли это сравнение в хорошую сторону или плохую — сама идея сравнивать изначально неверна. Сравнивать можно только достижения ребёнка и только с его собственными достижениями вчера, на прошлой неделе или год назад. «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера. Завтра будет еще лучше, вот увидишь!» — такая фраза окрыляет.

Малыш растёт, и наступает время подготовки к школе, а затем, собственно, и самих школьных уроков. Мы изо всех сил стараемся вместить в детское сознание как можно больше информации, которая помещаться там никак не хочет. Не важно, что бассейн под боком и кружок рисования в школе открыли — нам не до этого, нет времени. Нам бы буквы ровненько написать в тетради, чтобы быть не хуже других.

Исполнительность — вот что мы воспитываем в детях в первую очередь. А когда ребёнок вырастает, мы ожидаем от него самостоятельности и покорения всевозможных вершин — в профессии, в творчестве, в спорте, наконец. Ждем поступков, требующих силы духа и смелости решений. И тут происходит то, чего следовало ожидать: человек оказывается в принципе не способен на такие поступки. Потому что с раннего детства в нём взращивали умение подчиняться, действовать по указанному алгоритму («палочки должны быть ровными, а небо синим!»). И покорения вершины не происходит.

Отец должен быть для своих детей другом и наперсником, а не тираном. (В. Джоберти)

Требуя от своего ребёнка той или иной вещи (подчиниться беспрекословно, последовать чужому примеру, безоговорочно отказаться от своих интересов на благо ближнего, поделиться игрушкой с другим ребёнком), важно понимать, какие плоды эти закрепившиеся привычки принесут ему во взрослом возрасте.

Представьте себя, взрослого, на его месте. Вот Ваша мама приводит в гости свою подругу и её сына.  «Дорогой, дай Володе свой новый мотоцикл, он такой милый юноша, пусть прокатится. И телефон тоже дай. Что значит — твоё? Так ты у нас жадина? Если будешь жадничать, с тобой никто не станет дружить!»

Эти горькие уроки, которые взрослый забудет уже к вечеру, надолго остаются с вашим ребёнком, превращая его совсем не в того, кого вы хотели бы видеть перед собой много лет спустя. Уважайте в ребёнке личность, если хотите, чтобы другие уважали личность в его взрослой версии. Сумейте рассмотреть эту версию уже сегодня — это важнее послушания. Это даже важнее, чем до крошки съеденный обед и всегда чистые штаны.

Такой разный интеллект

Очень часто отдельные навыки человека ошибочно воспринимаются как интеллект. В большинстве случаев речь идёт об успеваемости в школьных предметах или в подготовке к ним — умении читать, считать, скорости реакции и способности быстро ответить на заданный вопрос. Детям, долго размышляющим над ответом, автоматически навешиваются ярлыки «тугодумов».

Между тем, даже знаменитые тесты на уровень интеллекта способны выявить лишь несколько направлений в развитии человека, а их на самом деле гораздо больше.

Человек обладает несколькими видами интеллекта, и их общее количество, по мнению разных психологов, колеблется от 6 до… бесконечности. И все эти разновидности пребывают в определённом соотношении, которое, как и внешность человека, уникально.

У каждого из нас есть свой уникальный орнамент, сочетание разных интеллектов в разном объеме. Даже в одном виде интеллекта какие-то части могут выпадать (можно классно ориентироваться по карте, но абсолютно не уметь парковаться). Л. Петрановская

Сюда входят не только способности к точным наукам и языкам. Это и умение ориентироваться в пространстве, и эмоциональная грамотность, и координирование движений, и многое другое. Поэтому определить уровень интеллекта человека невозможно в принципе, по крайне мере при помощи тестов.

И оценивать способности ребёнка на основании пары-тройки умений — большая ошибка, испортившая детство не одному человеку.

Навыки – гибкие и жесткие

Говоря о многообразии интеллектов, нельзя обойти стороной и навыки, которые формируют тот или иной интеллект — жёсткие и мягкие.

Жесткие навыки, которым в первую очередь принято уделять внимание в классической системе образования, — это, по большому счёту, те же знания букв, цифр, географических названий и физических формул. Это решение задач, разбор слова по составу и вышивание крестом по схеме. Они понадобятся ребёнку в школе, и он их освоит путём многократного повторения одних и тех же действий, доводя до автоматизма. Они нужны специалистам в разных сферах деятельности — от водителей трамваев до скрипачей. Это навыки, имеющие чёткий алгоритм действий.

 В случае с малышами — это, пожалуй, умение застегнуть пуговицы на пальто, собрать знакомый паззл и даже прочесть слово.

Гибкие навыки (метанавыки) охватывают всё то, что требует принятия нестандартных решений, способности к коммуникации и творчеству, адаптации к новым условиям. Это навыки, которые следует развивать у ребёнка в первую очередь по той простой причине, что они значительно упрощают освоение жестких.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию: шеф-повар готовит хорошо знакомое блюдо. Рецепт ему давно известен и выучен наизусть, в работе используются технические, то есть жесткие навыки — почистить, нарезать, обжарить, посолить.

Но задача повара — не только приготовить вкусно, но и правильно организовать действия своих помощников, чтобы работа на кухне шла гладко. Для этого ему нужно умение работать в команде и способность к коммуникации, то есть гибкие навыки.

Следующая задача — красиво подать приготовленное угощение. Придумать необычный декор, расположить на блюде так, чтобы его захотелось не просто съесть, но и сделать фото на память. Здесь снова вступают в силу гибкие навыки. И специалисты, обладающие такими навыками, в любой сфере ценятся гораздо выше, чем те, что располагают исключительно жёсткими.

Таким образом, развитие гибких навыков — это ценный вклад в будущее вашего ребёнка, и не стоит ими пренебрегать ради обучения конкретным действиям. Их время ещё наступит.

Видео по теме
Дополнительные ссылки
  • Людмила Петрановская: Умный ребенок – это какой?
  • Н. Бакулина, Что такое метанавыки?
Fatal error: Declaration of Drupal\similarterms\Plugin\views\argument\SimilarTermsArgument::query() must be compatible with Drupal\views\Plugin\views\argument\NumericArgument::query($group_by = false) in /home/buzuchok/public_html/firststep.com.ua/modules/similarterms/src/Plugin/views/argument/SimilarTermsArgument.php on line 146