«Туда и обратно»
В этот период одной из любимых игр малыша становится эта простая игра, имеющая миллион различных вариаций. Её смысл состоит в бесконечном повторении каких-нибудь простых действий. Например, малыш вытаскивает авторучку, торчащую из папиного кармана, и отдаёт папе, чтобы тот сунул её обратно. Ручка возвращается на место, и действия повторяются заново.
Не меньшим успехом пользуется игра «туда и обратно», предполагающая многократное снятие очков с бабушки или помещение игрушки в коробку, чтобы тут же её вытряхнуть и снова положить внутрь.
Вы можете даже наблюдать, как в эту игру играют двое малышей без участия взрослого, по очереди передавая игрушку друг другу.
Сам себе помощник
Навыки самообслуживания малыша продолжают развиваться. Он добросовестно старается пить из чашки и пользоваться ложечкой во время обеда. Чтобы закрепить эти умения, полезно будет предложить ему напоить и накормить куклу или медвежонка. Выполняя эти действия вместе с вами, кроха запоминает их, и впоследствии ему будет проще повторить их на деле, когда кормить будут не мишку, а его самого.
Очень полезны в этом возрасте и другие игры, в которых нужно делать что-то «понарошку». Например, малыш может «готовить обед» вместе с мамой, если она вручит ему маленькую кастрюльку и ложку. Он с удовольствием будет подражать маминым действиям, увлеченно колотя ложкой по кастрюльке, как будто перемешивая в ней еду.
Со временем это развлечение преобразится в игры с замещением предметов и воображаемыми действиями, столь любимые дошкольниками. Это один из важных этапов развития ребёнка.
Ещё немного о еде
Малышу в этом возрасте нравится тыкать пальчиком в разные предметы и макать его в еду, чтобы после облизать. Вы можете использовать эту особенность в своих интересах: предложите малышу обмакивать пальчик в новое блюдо, которым собираетесь пополнить детское меню. Это поможет ускорить процесс «знакомства» с новинкой и уже на следующий раз карапуз будет с удовольствием уплетать его с ложечки.
Горшок и свобода личности
Ближе к десятому месяцу многие родители начинают высаживать малыша на горшок, постепенно приучая пользоваться этим новым для него предметом. К этому возрасту навыки чистоплотности у крохи уже достаточно хорошо сформированы, чтобы спокойно отнестись к процедуре высаживания.
Помните: приучение ребёнка к горшку, как и к чему-либо другому, должно происходить без принуждения, на добровольных началах. В противном случае вы рискуете привить малышу неприязнь к новшеству, и процесс придётся отложить на неопределённое время.
Однако так бывает далеко не всегда. Зачастую одного стремления к чистоте оказывается недостаточно, и само присутствие горшка малыш воспринимает как ограничение его личной свободы. Он не желает сидеть на горшке и сообщает об этом миру оглушительным рёвом.
Если так происходит, то наилучшим выходом будет задвинуть горшок в дальний угол на пару месяцев, а затем попробовать снова. Ребёнок младше полутора-двух лет физиологически не способен контролировать свою нужду. Мирно сидящий на горшке десятимесячный карапуз — это ещё не значит приученный к горшку карапуз. Малыш может спокойно играть, сидя на горшке, и так же спокойно делать дела в штанишки, едва встав с него. Не стоит акцентировать на этом внимание и тревожиться понапрасну — придёт время, и он созреет для того, чтобы в совершенстве освоить горшок и другие премудрости «взрослой» жизни.