Развитие ребенка: 10-й месяц, 2-я неделя

Наталія Ударцева, 17 октября 2018
Развитие ребенка: 10-й месяц, 2-я неделя

Любимая игрушка

К десятому месяцу малыш уже отлично различает знакомые и незнакомые предметы. Вероятнее всего, он уже выбрал из вороха игрушек свою любимую, и даже временное расставание с нею может обернуться настоящей трагедией. Новую игрушку, которой вы пытаетесь заменить привычную, он с негодованием отвергает, требуя вернуть старого друга.

Нередко роль любимой вещицы достаётся не игрушке, а старенькому одеялу или предмету одежды — например, чепчику, из которого малыш давно вырос. Эти знакомые предметы действуют на ребёнка успокаивающе. Они словно говорят ему: всё хорошо, ничего не изменилось, и я по-прежнему на месте. Они символизируют для малыша часть его привычной домашней обстановки.

Как же быть с потрёпанным мишкой, давно нуждающимся в стирке, если ребёнок не желает расстаться с ним даже на час?

Как бы это ни было неудобно, вам придётся отправить игрушку в стиральную машину ночью, когда маленький хозяин уснёт, и высушить её к утру.

Кроме того, дети привыкают не только к внешнему виду предметов, но и к их запаху. Не забывайте, что обоняние ребёнка намного более чувствительно, чем у взрослого. Поэтому отличной идеей будет время от времени капать на любимую вещицу немного эфирного масла — например, лавандового.

 Во-первых, это хорошо отразится на сне малыша, не расстающегося с ней в ночное время. А во-вторых, вы можете капнуть такое же масло на другую вещь, похожую на ощупь на заветного мишку. Благодаря этой хитрости, малыш, проснувшись ночью, не поднимет тревогу из-за отсутствия игрушки, когда вы решите её постирать.

Цель и средство

Ещё одним большим достижением этого возраста является способность малыша планировать свои действия. Попробуйте положить между ним и яркой игрушкой, к которой он направляется, преграду в виде коробки или другой игрушки. Малыш оттолкнёт предмет, мешающий его планам, и станет настойчиво продвигаться к намеченной цели.

Такая способность определять цель и достигать её чрезвычайно важна. Полезно будет предложить малышу упражнения, стимулирующие развитие этого умения. Например, можно показать ему яркий мячик и, отнеся в другой конец комнаты, накрыть его пелёнкой. Малышу предстоит непростая задача: добраться до игрушки и извлечь её, не переключив внимание на другой объект.

Также претерпели изменения способы манипуляций малыша с предметами. Если раньше он любую вещь, попавшую к нему в ручки, тряс, покусывал и стучал ею о другие предметы, то теперь он точно знает предназначение многих вещей. Он размахивает погремушкой в ожидании, что та загремит — и она гремит. Он жмёт на кнопку музыкальной игрушки, чтобы услышать музыку, и отправляет ложку в рот, потому что на ней предположительно должно быть что-то вкусное.

Теперь, когда ребенок берет что-нибудь в руки, действия его целенаправленны,  и он знает предназначение  предметов (Мерилин Сигал).

Его знакомство с причинно-следственными связями, длившееся на протяжении нескольких предыдущих месяцев, теперь даёт свои плоды — малыш начинает использовать на практике полученный ранее опыт.

Однако изучение причины и следствия тоже продолжается, но уже на более сложном уровне. Например, карапуз обожает наблюдать, как во время купания из мочалки течёт вода, если её хорошенько придавить. А из игрушки-пищалки ничего не течёт, но зато она издаёт потрясающе пронзительный звук. Показывайте малышу подобные простенькие «фокусы», продолжая удивлять его разнообразием интересных вещей вокруг него.

Видео по теме
Комментарии