Темперамент ребенка: реакция на перемены

Катерина Єльшова, 22 апреля 2018
Дети отличаются друг от друга различными реакциями на что-то новое: от новой рубашки до переезда в другой дом. Ребенок может в целом принимать или отвергать перемены, и, зная к какому типу он относится, вы сможете предугадать и при необходимости сгладить его реакцию.
Реакция на перемены у ребенка

Несмотря на то, что дети отличаются большей гибкостью и адаптивностью, чем взрослые, некоторые малыши сильно зависят от привычных действий, людей и предметов. Это может выражаться даже в трудностях при переходе от одного вида деятельности к другому. Как определить, что ребенок склонен отвергать перемены:

  • он/она отрицательно реагирует даже на самые небольшие изменения – новый поильник, незнакомое блюдо или перемены в обычном режиме дня;
  • он/она прекрасно себя чувствуют, когда все идет «по плану» и по распорядку;
  • крохе нужно больше времени и поддержки, чем другим, чтобы освоиться в новой компании;
  • любые незначительные перемены могут вызвать истерику (например, новая пара обуви);
  • негативная реакция, если нужно перейти от приятной деятельности к чему-то другому (например, закончить игру и пойти обедать).

Следующие стратегии подходят для таких деток:

  1. Если предполагаются перемены, то «помогите» малышу их спокойно перенести с помощью привычных и любимых предметов – например, с помощью любимой мягкой игрушки, которая тоже «пойдет в детский сад» с ребенком.
  2. Чтобы облегчить переживания при переходе от одной деятельности к другой, разрешите крохе принять в этом участие. Например, пусть он сам выключит пультом телевизор, когда пора перестать смотреть мультики, или положит свои игрушки в рюкзак, чтобы пойти из парка домой.
  3. Рассказывайте ребенку о том, что скоро будут определенные изменения в вашем распорядке.
  4. Предложите использовать «маячки», которые будут подсказывать ребенку, что скоро нужно сменить одно занятие на другое. Как вариант: «сейчас мы дочитаем эту книгу, а потом пойдем домой».
  5. Хвалите ребенка за любые достижения, связанные с принятием перемен.
  6. Давайте малышу возможность выбора. «Хотел бы ты еще раз бросить мячик, перед тем, как мы уйдем с площадки?».

Другой тип детей более лояльно относится к переменам. Они:

  • с интересом ходят в новые места, пробуют незнакомые блюда и продукты, любят обновки;
  • легко адаптируются в новых компаниях и местах – они способны заснуть даже в шумном кафе;
  • с радостью знакомятся с новыми людьми и идут с ними на контакт.

Для них подходят следующие подходы в воспитании:

  1. Предлагайте малышу разнообразный опыт. Ходите в новые парки и на площадки, возвращайтесь домой новыми маршрутами, вносите изменения в обычный распорядок дня.
  2. Рассказывайте ребенку о переменах, которые его ждут. Он будет ждать их с нетерпением и радостью.
  3. Отслеживайте «сигналы» своего ребенка. Несмотря на гибкость и готовность к переменам, даже детки этого типа не всегда могут самостоятельно справиться с переживаниями или неудобствами. Если вы чувствуете, что ребенку некомфортно, поговорите с ним и предложите помощь.
  4. Не забывайте проводить время дома, наедине с ребенком. Даже, если малыш с радостью ходит в незнакомые места и общается с новыми людьми, ему необходимо спокойное время рядом с вами, в комфорте и безопасности.

Большинство деток находится «в промежутке» между этими двумя типами. Например, они с радостью пробуют новые блюда, но при этом испытывают затруднения при посещении незнакомых мест. Или с опаской знакомятся с новыми взрослыми, но легко идут на контакт с ровесниками. Поэтому для них подходят советы, предназначенные для обоих типов детей, в зависимости от ситуации.

Комментарии