Как научить ребёнка говорить? Этапы развития речи

Наталія Ударцева, 13 февраля 2018
Речь малыша нередко расценивается родителями как один из важнейших показателей его развития. Первым осмысленным словам, произнесённым в раннем возрасте, придаётся колоссальное значение, и, если это событие почему-то запаздывает, родительской тревоге нет пределов. В чём же проявляются речевые навыки в раннем возрасте и как их развить?
Учим ребенка говорить

Этапы развития речи малыша

Возможно, вы не поверите, но обучение ребёнка речи начинается тогда, когда он, находясь в мамином животике, слышит голоса окружающих его людей. По сути, стартом в обучении является активное освоение малышом слуховых навыков. Поэтому очень важно ещё до его рождения говорить с ребёнком, петь, читать вслух стихотворения и сказки. Каждое слово, каждая фраза, услышанная крохой, пополнит копилку его речевого запаса, который непременно будет использован, когда наступит пора.

От 0 до 3 месяцев

Малыш радуется звукам вашего голоса и пытается отвечать вам улыбкой, бульканьем и гулением. Непременно поддерживайте эти попытки. Через мягкие прикосновения, сопровождающие ваши слова, давайте крохе почувствовать, насколько приятным может быть общение. Почаще пойте малышу, издавайте необычные и смешные звуки и совмещайте их с ношением на руках и другими видами движения — покачиванием, подниманием и опусканием, танцами с ребёнком на руках.

Чтобы избежать задержки развития речи у ребёнка, родителям следует серьёзно отнестись к плановым медицинским обследованиям, и в первую очередь это касается обследований органов слуха малыша. Чем раньше будут выявлены какие-либо возможные нарушения, тем легче будет с ними справиться. 

От 3 до 6 месяцев

Малыш всё пристальнее следит за тем, как слова помогают людям в общении. Сложно найти наблюдателя более внимательного и прилежного. На пятом или шестом месяце жизни гуление сменяется лепетом. Иногда в лепете можно услышать знакомые звукосочетания, ребёнок с удовольствием пытается подражать взрослой речи. Воспользуйтесь этой особенностью и почаще играйте с малышом, глядя ему в глаза и повторяя в свою очередь звуки, которые он пытается повторить за вами. Эта игра поможет ему почувствовать, что его слышат и понимают, а значит — поддержит интерес ребёнка к освоению новых речевых навыков.

Если до шести месяцев вы говорили с ребёнком «детским» языком, нарочито коверкая слова и ласково сюсюкая, то теперь самое время прекратить это делать. От этого зависит, насколько правильно и чётко малыш будет выговаривать слова.  

От 6 до 9 месяцев

Кроха учится использовать слова в игре. Даже если он пока что не может выговорить ни одного из них, целый набор фраз и словосочетаний уже усвоен и отложен в его памяти. Употребляйте больше слов, играя с ребёнком. Называйте предметы, предлагайте ему попробовать, «какой мишка мягонький». Напоминайте, что этот мячик красный, а вон там — синий кубик. Играйте с малышом в прятки, привлекая к игре как можно больше персонажей и непременно называя их: «Где же наша куколка? А вот она!» ― не торопитесь сами отвечать на свой вопрос, дайте малышу возможность самому указать на нужный предмет.

От 9 месяцев до года

Ваш карапуз уже отлично понимает многие слова и фразы. Он может знаками ответить на простые вопросы: «Где мама? Где киса?». Не лишайте его этого удовольствия и почаще задавайте несложные вопросы.

Речевые навыки ребёнка ― это не только умение говорить, но и понимание речи других людей. Если малыш не произносит слова, но активно общается с вами жестами и отвечает на ваши просьбы ― это отличный показатель.

Младенцы и тоддлеры просто виртуозно владеют искусством жестикуляции, и это здорово помогает им изъясняться. Поддерживайте стремление малыша быть услышанным и не делайте вид, что его жесты вам непонятны — это очень важно для самоутверждения маленького человечка и становления ваших с ним взаимоотношений.

От года до полутора

В этот период ребёнок начинает произносить первые слова и короткие предложения, чаще всего состоящие из одного слова. Как правило, это бывают фразы, выражающие определённые желания ребёнка, или обычная констатация факта. «Бух!» — произносит карапуз, лёжа плашмя на полу — просто чтобы подтвердить, что именно так всё и произошло.

 «Дай ам!» — заявляет он, указывая ручкой на коробку с печеньем. Тут уж сложно не догадаться, чего он требует.

Главным стимулом в освоении речи вашим ребёнком является общение с вами. Не старайтесь заменить это общение развивающими телепрограммами или мультфильмами — эти методы без вашего участия малоэффективны.

Стимулируйте речевую деятельность ребёнка, как можно чаще общаясь с ним и вовлекая в беседу. Комментируйте его действия: «Ты принёс ведёрко. Красивое ведёрко, спасибо! Давай наберём в него песка лопаткой!»

 Как можно теснее совмещайте слова с действием — именно в движении происходит наиболее полное и успешное усвоение ребёнком новой информации.

От полутора до двух лет

Продолжайте тесно общаться с малышом, давайте ему несложные поручения и благодарите, когда он их выполняет. Неустанно говорите с ним — на прогулке, во время игры, купания, кормления, подготовки ко сну —всегда… Называйте окружающие предметы и их свойства, объясняйте, кто что делает («птичка летит», «машина едет», «дети играют в песочнице»).

От двух до трёх лет

Начало третьего года сопряжено с большими переменами в жизни ребёнка. Если до этого времени малыш по большей части упорно молчал, применяя в общении жесты и отрывочные восклицания, то теперь его словно подменили. Он вдруг начинает активно использовать накопленный за это время словарный запас, не забывая постоянно пополнять его. Таким образом, к трём годам лексикон ребёнка может включать 300 — 400 слов.

Однако это не значит, что, отпраздновав свой второй день рождения, каждый карапуз непременно начнёт говорить предложениями и цитировать знакомые стихотворения, хотя бывает и так. Срок, когда «всё произойдёт», невозможно определить наверняка. Задача родителей заключается в том, чтобы всеми доступными методами способствовать приближению этого момента.

Читайте малышу, рассказывайте сказки, пойте для него и вместе с ним, рассматривайте картинки и называйте их. Комментируйте всё, что увидите на улице во время прогулки.

Поощряйте любые попытки ребёнка говорить. Предлагайте обсудить сегодняшнюю погоду, просмотренный мультфильм или вечернее меню. Говорите с ним «понарошку» по телефону, давая возможность от души подражать взрослым. Во время похода в магазин спросите малыша, что интересного он видит на полках; готовя на кухне обед, обсудите с ним цвет, размер и количество имеющихся в запасе овощей. Причём если предметов больше четырёх-пяти, то лучше определить это число как «много», не перегружая память малыша сложным для него счётом. Ваша цель сейчас — не научить ребёнка считать, а стимулировать его речь.

Не отчаивайтесь, если малыш не отвечает на ваши вопросы — давайте ответы сами. Рано или поздно он запомнит используемые вами слова и обороты и попытается ответить. Это будет ваша общая большая победа. 

Учимся каждую минуту

Таким образом, обучение ребёнка речи представляет собой непрерывный процесс, тесно связанный с общением, развитием и любым видом деятельности малыша. Это не значит, что 24 часа в сутки ребёнок должен проводить, отчаянно болтая со всеми подряд. Даже маленьким непоседам иногда нужно побыть в тишине: посидеть, тесно прижавшись к маме или папе и слушая сказку, которую знает уже наизусть. И даже в эти спокойные минуты мозг вашего малыша усваивает массу информации, которую получает из вашего чтения, ласковых слов колыбельной или тихой беседы.

«Мы всё делаем как надо, но ребёнок не говорит»

Подобные горькие слова нередко можно услышать от родителей ребят разных возрастов — от годовалых малышей до почти трёхлетних карапузов. В них звучат тревога и отчаяние: «Что мы делаем не так?»

На самом деле чаще всего родители всё делают абсолютно верно — в таких вопросах сложно допустить серьёзную ошибку, сама природа подсказывает им правильную тактику.  Однако, желая поскорее увидеть результат, они немного торопят события, тогда как нужно набраться терпения и… продолжать говорить. Говорить с ребёнком, помогая ему накопить нужный словарный запас.

Каждый ребёнок индивидуален, и особенности развития речи разных детей также имеют отличия: кто-то в год пытается строить предложения, а кто-то упорно молчит чуть ли не до трёх лет, зато потом выпаливает целые тирады на утеху семье и удивление соседям. Сложно заранее предсказать, кем окажется ваше чадо ближе к году — неуёмным тараторкой или сдержанным молчуном.

Однако, если малыш к полутора годам не произносит 15 отдельных слов, не лишним будет проконсультироваться с педиатром, чтобы исключить какие-либо нарушения в развитии речевого аппарата. Это вовсе не означает, что патология непременно будет обнаружена, однако и такую возможность нельзя исключать. В интересах родителей и, прежде всего, малыша, выявить отклонения и исправить их как можно раньше с наименьшими последствиями.

Таким образом, научить ребёнка говорить гораздо проще, чем это может показаться на первый взгляд. И в то же время — сложнее. Потому что все направления в его развитии тесно взаимосвязаны, и, чтобы научить малыша говорить, вам придётся научить его многим другим полезным вещам. Но об этом — в других наших статьях.

Видео по теме
Комментарии