4-5 месяцев
Начиная с этого возраста обязательно нужно обращать внимание ребенка на то, что все вокруг него имеет свой аромат. Проще всего это делать дома, «знакомя» малыша с окружающими его запахами. Для этого берите его на кухню во время приготовления пищи, давайте понюхать мыло и шампунь во время купания.
На прогулке показывайте, что цветы и растения можно не только рассмотреть и потрогать, но и понюхать. При этом называйте характеристики разных запахов:
- резкий/мягкий;
- сильный/слабый;
- горький/сладкий;
- приятный/неприятный.
Старше 1 года
После 12 месяцев, когда малыш научится правильно нюхать и начнет обращать внимание на разные ароматы, самое время для разнообразных сенсорных игр. Почти для каждой игры пригодятся «обонятельные» баночки или коробочки с разными группами ароматов:
- косметические – шампуни, кремы, духи, разные мыла;
- продуктовые – фрукты, овощи, зелень, ягоды, приправы;
- творческие – клей, бумага, краски, пластилин;
- медицинские – мази, капли, масла, спирт, бальзамы, стерильные вата/бинт.
Лучше, если это будут темные и непрозрачные баночки/бутылочки/коробочки – тогда с ними легко и интересно играть в игры с угадыванием или подбором аромата.
Для начала постепенно знакомьте малыша с каждым ароматом из коллекции. Дайте понюхать, назвав при этом, кто/что является его обладателем. Познакомив с 5-8 разными запахами, можете приступать к следующим играм:
- «Ароматное лото». Игра подойдет для этапа изучения ароматов. Приготовьте карточки с изображениями фруктов, овощей или косметики. Нанесите на них реальные запахи – например, изображение лимона натрите настоящей цедрой, а на картинку с духами капните пару капель своего парфюма. Показывайте ребенку карточку, давая понюхать аромат. Так, вы активизируете обоняние, зрение и память.
- «Угадай по запаху». Самая простая игра, когда ребенок с закрытыми глазами нюхает предложенный предмет и называет, что это. Начните с простых и знакомых запахов – фруктов, хлеба, любимого блюда, шампуня или мыла. Затем можете разнообразить игру, используя приготовленную «коллекцию» ароматных образцов.
- «Найди пару». Понадобятся парные образцы запахов – реальных предметов или баночек с ароматами. Если используете настоящие предметы, то ребенок должен играть с закрытыми глазами. Выберете один предмет/баночку и дайте понюхать ребенку. Спросите его, запомнил ли он запах. Затем скажите, что нужно выбрать такой же аромат. Поочередно дайте понюхать еще 2-3 образца, среди которых будет пара к первому.
- «Съедобное или нет». Подготовьте по 2-3 образца разных групп ароматов – продуктов, косметики, канцтоваров и т.д. Ребенок по запаху должен определить, съедобный это предмет или нет.
Играя в эти или подобные игры, обязательно рассказывайте детям, какую роль в нашей жизни играют запахи и для чего нужно обоняние. Предложите ребенку нарисовать или слепить понравившийся ему запах – так, вы усилите эффект от сенсорных занятий и обогатите чувственные ощущения.