Читаем ребенку: как это делать с максимальной пользой

Катерина Єльшова, 7 октября 2017
Все родители знают, что читать ребенку с младенчества – это очень важно и полезно. Но полугодовалые малыши так и норовят погрызть книгу, а годовалых не «заставить» сидеть спокойно и слушать. И кажется, что они еще слишком малы, чтобы получать пользу и наслаждение от чтения. Когда же начинать читать детям и как делать правильно? Поговорим об этом в статье.
Читаем ребенку

Когда нужно начинать читать ребенку

В этом вопросе не может быть «слишком рано». Начинать лучше всего еще тогда, когда малыш находится в утробе матери. Он слышит мамин или папин голос и запоминает его. Слыша его после рождения, чувствует себя в безопасности и успокаивается гораздо быстрее.

Младенцы не понимают слова, когда вы им читаете. Но ваш голос стимулирует у них интерес к звукам, интонациям и помогает развивать навыки слушания.

Чем раньше начинать читать детям, тем лучше. Основы разговорного навыка развиваются в мозгу ребенка в течение первых 3 лет. Этому способствуют частые разговоры и чтение вслух. Чем больше ребенок слышит разных слов, тем быстрее пополняется его пассивный словарный запас.

Почему чтение полезно малышу

Помимо того, что раннее чтение полезно для пополнения словарного запаса, оно стимулирует воображение ребенка и улучшает его коммуникативные навыки. Также оно имеет следующие положительные стороны:

  • совместное времяпровождение и интерактивное общение усиливают связь и укрепляют отношения с родителями;
  • знакомит ребенка с системой букв, цифр, форм и цветов;
  • развивает логическое и образное мышление;
  • вырабатывает усидчивость и внимание;
  • побуждает размышлять об услышанном;
  • знакомит с различными моделями поведения;
  • успокаивает и отвлекает от шумных игр или шалостей.

Все эти процессы запускаются у ребенка не сразу. С рождения до 5-6 лет у него формируется способность понимать то, что ему прочитали. Читать самостоятельно и понимать прочитанное дети учатся примерно в 6-13 лет. Но и в этом возрасте им легче воспринимать информацию на слух, поэтому важно не прекращать читать уже подросшим детям.

Чтение несет важную психологическую функцию. На примере героев разных книг можно обсуждать с ребенком ролевые модели – положительных и отрицательных героев, причины их поступков. Это актуально и с самыми маленькими, и с уже подросшими детьми.

Какие книги выбрать для чтения детям

Новорожденным неважно, что вы читаете, и большее значение играют интонации, эмоции при чтении. Поэтому подходят любые книги – стишки, колыбельные, небольшие рассказы любого содержания. Но по мере взросления ребенка следует более ответственно подходить к выбору книг.

Что читать младенцу

Пока малыш не умеет читать сам, подходят простые и добрые сказки. Важно, чтобы в них не было сцен, где героев убивают, даже если они отрицательные. Идеально для этого возраста подходят короткие или адаптированные народные сказки, стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, потешки.

На первый план в этом возрасте выходят книги с картинками. Они даже могут не содержать никакого текста, так как с буквами и словами малыш познакомится еще нескоро. Чтение в этот период объединяет в себе сразу два действие – умение слушать и рассматривать картинки. Поэтому особое внимание нужно уделять следующим характеристикам:

  1. Простые иллюстрации. Дети до года с трудом воспринимают множество деталей. Изображения должны быть простыми и узнаваемыми.
  2. Реалистичность. В этом возрасте малыш впитывает информацию, не анализируя ее. Поэтому книжные изображения должны быть максимально приближены к реальным. Это касается цвета, формы и деталей. К примеру, животные должны ходить на 4 лапах, без сапожек или шляп.
  3. Минимальное количество цветов. Чем младше малыш, тем менее пестрыми должны быть иллюстрации. Синий, желтый, зеленый, красный, черный, белый – эти цвета подойдут для первых книжных изображений.

Младенцу обязательно захочется пощупать книжку, осмотреть ее со всех сторон и даже попробовать «на зуб». Ведь большую часть информации он сейчас получает с помощью тактильных ощущений. Поэтому книги должны быть крепкими, с твердой обложкой и страницами.

Какие книги лучше для ребенка постарше

В возрасте 1-2 лет детей по-прежнему занимают книги с красочными иллюстрациями. К ярким картинкам и рисункам можно добавлять издания с фотографиями. В этом периоде особенно важно развитие мелкой моторики, поэтому для чтения идеально подойдут книги, с которыми ребенок сможет взаимодействовать. Они могут включать в себя:

  • объемные страницы-раскладушки;
  • изображения за «окошечками»;
  • кармашки на различных застежках или без них;
  • кнопки с песенками или звуками.

Отдельного внимания заслуживают книги «виммельбухи» - тематические развороты с множеством мелких деталей на иллюстрациях. Они не содержат текст, и с их помощью можно побуждать ребенка к разговору, развивать его воображение и внимательность. Первое время при рассматривании таких книг можно «читать» ребенку свою интерпретацию изображений, а затем задавать ему вопросы и вовлекать в составление рассказов.

Помимо сказок в этом возрасте актуально чтение забавных коротких стишков или потешек. Их легко запоминать и затем использовать в играх или сопровождать ими повседневные действия.

Ближе к 2,5-3 годам к простым коротким сказкам и стихам можно добавлять более сложные произведения:

  • сказки Шарля Перро, братьев Гримм и Ганса Христиана Андерсена («Бременские музыканты», «Золушка», «Спящая красавица», «Дюймовочка», «Мальчик с пальчик» и другие);
  • сказки народов мира;
  • рассказы о животных и природе (произведения Виталия Бианки и Николая Сладкова);
  • стихи и рассказы Корнея Чуковского.

Также детям этого возраста становятся интересны тематические подборки изображений, поэтому актуальными будут различные детские энциклопедии. Идеально, если в них будут реалистичные картинки или фотографии, а также короткие текстовые заметки с полезной информацией.

Не убирайте самые первые короткие сказки, когда ваш ребенок подрос. Их можно не только продолжать читать, но также разнообразить занятия. Ставить по ним ролевые спектакли, заучивать диалоги наизусть, составлять тематические занятия.

Полезны ли аудиокниги

Одна из важных функций чтения вслух – развитие умения слушать. Казалось бы, с этим могут справиться и аудиокниги. Их записывают профессиональные дикторы, поэтому в них выдержаны нужные интонации и эмоции. И они могут обеспечить родителям свободное время, ведь достаточно просто включить их воспроизведение и заниматься своими делами.

Но в этом случае упускается из виду другая важная составляющая чтения – эмоциональная близость. Возможно, мама или папа не смогут так «профессионально» прочитать сказку, но зато они обнимут малыша во время чтения, вместе с ним рассмотрят картинки и обратят внимание на важные детали.

Специалисты рекомендуют не включать детям аудиокниги, цифровые презентации или обучающие программы до 2-3 лет. До этого возраста очень важно во время чтения осуществлять целый комплекс действий:

  • зачитывать или проговаривать текст;
  • совместно с ребенком рассматривать иллюстрации;
  • соотносить текст с картинками.

Нужно ли учить ребенка звукам и буквам?

Многие родители стараются во время чтения обучать ребенка буквам и звукам. Это, безусловно, нужное и развивающее умение. Но ранний акцент на обучении чтению может сыграть обратный эффект. Ребенок, когда ему читают вслух, испытывает удовольствие и развивает в себе любовь к книгам. Если же сосредоточить его внимание на самостоятельном чтении, изучении алфавита или составлении слогов, то удовольствие от этого занятия потеряется.

Эксперты советуют разделять просто чтение «для удовольствия» и обучающие занятия. Не стоит их совмещать. Дайте ребенку просто послушать интересную историю в вашем исполнении, рассмотреть картинки и запустить процесс воображения. Наступит момент, когда ему самому будет интересно искать в книгах уже знакомые буквы, соединять их в слова и испытывать радость от самостоятельного прочтения.

Как дети получают максимальную отдачу от чтения?

Одна из задач совместного чтения с детьми – привить им любовь и интерес к книгам, которые они потом пронесут через всю свою жизнь. Важно показать ребенку, что каждая книга и история таят в себе целый мир, который можно почувствовать и «увидеть». Как это сделать:

  1. Использовать творчество. После прочтения очередного произведения предложите ребенку слепить, нарисовать или склеить его персонажей. Обсудите, как они выглядят, чем занимаются, какими качествами обладают.
  2. Задавайте вопросы. Чем больше их будет, тем более интерактивным получится процесс совместного чтения. Спрашивать ребенка можно, как уже после прочтения, так и в процессе. Побуждайте его обращать внимание на детали и фантазировать о возможном развитии сюжета.
  3. Развивайте в детях эмпатию и эмоциональный интеллект. Обсуждайте эмоции персонажей, помогите ребенку прочувствовать их и сочувствовать. Для начала задавайте простые вопросы «Как ты думаешь, этот мальчик грустит или смеется?». По мере взросления вопросы будут становиться сложнее «А ты когда-нибудь чувствовал то же самое? В каких ситуациях?».
  4. Спрашивайте о впечатлениях. После прочтения спросите, понравилась ли вашему сыну или дочери эта сказка. Детей постарше попросите обосновать свое мнение.
  5. Делайте паузы для диалога. Необязательно дочитывать до конца, чтобы поговорить и обсудить прочитанное. Останавливайтесь время от времени, особенно, если видите, что ребенок не все понимает.

Читая детям, не забывайте, что истинную любовь к книгам можно привить только собственным примером. Поэтому относитесь к этому не как к повинности или обязанности, а о возможности интересно провести с ребенком время, пообщаться и погрузиться в прекрасный мир сказок и историй.

Видео по теме
Комментарии