Язык жестов: как общаться с ребенком до того, как он заговорит

Катерина Єльшова, 2 октября 2017
Необязательно ждать, пока ребенок начнет говорить, чтобы полноценно с ним общаться. Дети учатся понимать речь взрослых гораздо раньше, чем произносят свои первые слова. Кроме того, они любят подражать и с удовольствием повторяют различные знаки. Поэтому первым способом общения может стать язык жестов. Он выведет коммуникацию с малышом на новый уровень. Как правильно использовать язык знаков и с чего начать?
Язык жестов

Основы языка жестов для детей

Первые осознанные и понятные слова ребенок начинает произносить примерно к 1 году. Но при этом его активный лексикон еще довольно скуден. Он понимает много слов из речи взрослых, но ответить или рассказать что-то пока не может. Малыш сердится, что его не понимают, и большинство своих просьб «озвучивает» плачем.

Американские ученые (в частности Джозеф Гарсия) наблюдали за развитием речи у детей, родившихся у глухих родителей. На удивление, они начинали разговаривать раньше, чем дети здоровых родителей. Этому способствовало «общение» на языке жестов. Оно улучшает коммуникативные навыки малышей, а также вселяет в них уверенность. Ведь так приятно, что родители его понимают!

Для того, чтобы научить ребенка общению с помощью знаков и жестов, необходимо запастись терпением. Чем младше малыш, тем дольше он будет запоминать тот или иной жест и повторит его значительно позже. Идеальный возраст для начала обучения – 4-5 месяцев. Именно в это время дети присматриваются к жестам и начинают их воспринимать. Повторить большинство знаков они смогут, начиная с 7-8 месяцев, по мере развития координации движений.

Каких правил следует придерживаться во время общения с малышом жестами:

  1. Превратить обучение в приятное занятие для всех участников. Если мама или папа будут относиться к этому, как к учебе, и навязывать ее малышу, то он очень скоро откажется от такого общения. Оно обязательно должно проходить в формате игры.
  2. Не забывать о словах. Главная цель общения знаками – не заменить ими речь. А помочь ребенку сообщать что-то важное родным до того, как он научится разговаривать. Поэтому каждый жест всегда должен сопровождаться соответствующим словом. Именно так малыш будет пополнять свой пассивный словарный запас, который ему пригодится уже очень скоро.
  3. Использовать только простые жесты. Не нужно придумывать и показывать слишком сложные комбинации. Только те, что ребенок способен повторить и запомнить.
  4. Чем меньше, тем лучше. На первое время достаточно ввести в свое общение с ребенком 5-8 жестов. После их закрепления и активного использования можно постепенно расширять «словарь».
  5. Хвалить малыша за успехи. Это, пожалуй, самое важное правило. Позитивное подкрепление вселит в ребенка уверенность и подарит настоящее удовольствие от общения.

Большинство родителей, использующих язык жестов со своими детьми, советуют начинать с демонстрации приятных и знакомых действий или предметов. Например, это может быть знак «еще!». Проще всего его показать поднятым вверх указательным пальцем. Это будет означать повторение чего-то еще раз – еще одно печенье, еще одна сказка, еще одна игра в «ку-ку».

Преимущества общения жестами

Многие родители боятся, что если научить ребенка общаться знаками, то затем он начнет «лениться» и позже заговорит. Ведь его и так понимают, зачем разговаривать?! Это не так. Наоборот, дети, освоившие знаковое общение, быстрее переходят к словесному. Язык жестов служит переходным этапом – его можно сравнить с ползанием до того, как малыш начнет ходить.

Если научить ребенка показывать жестами, что он хочет есть и пить, то можно избежать недовольного «голодного» плача. Знак «есть/кушать» - это сложенные пальцы одной руки в «щепотку», которые подносят ко рту. Знак «пить» - пальцы сложены в кулак, большой смотрит вверх и показывает на рот.

Главное преимущество жестового общения – возможность для ребенка показать то, что он хочет. Это придает ему уверенности и снижает недовольство, возникающее в ситуациях непонимания. Но есть и другие плюсы такой коммуникации:

  • раннее ведение диалога – малыш сможет «отвечать» на вопросы взрослых знаками;
  • развитие мелкой моторики и координации пальцев;
  • более тесная связь с родителями – понимание друг друга ведет к желанию больше общаться;
  • развитие памяти – ребенок запоминает не только слова, но и жесты-ассоциации к ним.

Самое же важное для родителей – это возможность узнать и понять, о чем думает их ребенок, о чем хочет рассказать. Пройдет немного времени, и он начнет показывать жестами то, что незаметно взрослым и так важно для него. Например, заинтересовавшую его на прогулке собаку или красивый цветок, «спрятавшийся» в кустах.

Как правильно начать общение знаками

Залог успеха – терпение и отсутствие раздражения. Ни один малыш не сможет сразу повторить за взрослым жест и связать его с нужным действием или предметом. Поэтому мамам и папам необходимо запастись терпением. Поначалу будет казаться, что ребенок вообще не реагирует на знаки, не запоминает их и не понимает, как их нужно использовать. Но через какое-то время он обязательно начнет жестикулировать.

Чтобы обучение прошло успешно, необходимо действовать пошагово:

  1. Выбрать самый первый жест, которому вы хотите научить ребенка. Он должен обозначать знакомые предметы или привычные действия – книга, мячик, есть, пить, спать, купаться.
  2. Завладеть вниманием малыша. Выберите момент, когда он сытый, бодрый и готов к общению. Поймайте взгляд своего ребенка и покажите ему выбранный предмет или изобразите действие.
  3. Озвучьте слово и покажите знак, который ему соответствует. Делайте так каждый раз, когда в поле зрения малыша попадает данный предмет или он совершает выбранное действие.
  4. Повторяйте эти шаги, пока ребенок не начнет использовать показанный жест.

Разберем порядок действий на примере цветка. Первый раз вы можете изобразить его на прогулке. Возьмите цветок, дайте понюхать его ребенку, понюхайте сами. А затем соедините пальцы в «щепотку» и поднесите их к своему носу, делая вид, что вдыхаете цветочный аромат. Одновременно с этим произнесите слово «цветок». Повторяйте так каждый раз, когда будете видеть настоящие или нарисованные цветы.

В зависимости от возраста ребенка и его интереса к тому или иному предмету/действию, он сможет запомнить и повторить показанный жест через несколько дней или недель. Если последовательно обучать его разнообразным знакам, то уже скоро его «словарь» пополнится, и жесты начнут складываться в фразы. Так, многие малыши могут показать знаками, что в небе пролетел самолет или за забором сидит кошка.

Примерный список знаков, которые подойдут для начала обучения

Джозеф Гарсиа в своей системе обучения детей знакам предлагает использовать официальный язык жестов, принятый в Америке для общения глухонемых. А другие ученые, Сьюзан Гудвин и Линда Акредоло, рекомендуют родителям придумывать свои собственные знаки, чтобы наладить процесс общения и взаимопонимание с малышом. Начать обучение языку жестов вы можете с предложенных ниже простых знаков:

  • «спать» - сложенные друг к другу ладони подложить под щеку и наклонить голову вбок;
  • «читать/книга» - раскрывать ладони, изображая как открывается книга;
  • «машина» - взять в руки воображаемый руль и покрутить его в разные стороны;
  • «птица» - помахать руками, как крыльями;
  • «мяч» - сожмите в руках воображаемый мяч;
  • «купаться» - сжатыми кулаками сделайте круговые движения по груди или животу;
  • «спасибо» - можно изобразить воздушный поцелуй или приложить ладонь к груди с улыбкой.

По мере того, как малыш будет осваивать этот язык, ему захочется узнать все больше и больше жестов. Поэтому будьте готовы к тому, что вам придется регулярно придумывать новые знаки. Постепенно их заменят настоящие слова, но многие дети еще долго используют любимые жесты. Это нормально, и со временем речь полностью вытеснит жестикуляцию.

Видео по теме
Комментарии